Когда в Украине решат проблемы с дорогами и что для этого нужно?

Финансирование дорожно-ремонтных работ увеличивается каждый год, но украинцы пока не видят соизмеримых выделенным деньгам улучшений. Куда уходят средства? Почему будущее за цементно-бетонным покрытием? Как контролировать скорость и габариты авто на дорогах? Об этом эксперты рассказали в интервью DATA.UA.

Кто-то должен за это отвечать?

Главная причина разрухи на дорогах - отсутствие подотчетности за ремонтные работы, считает Наталья Форсюк, директор Национального Секретариата CoST в Украине. Список объектов для ремонта утверждает правительство, а вот отчетность по исполнению законодательством не предусмотрена.

“Множество ремонтов у нас делают отдельными участками. Из-за этих манипуляций невозможно определить сколько на самом деле было отремонтировано дорог. На данный момент  87% ремонтов дорог государственного значения - это текущие средние ремонты, за них никто не обязан отчитываться. В отличие от капитальных инвестиций, где объекты принимают госкомиссии с актом введения в эксплуатацию. Кроме того, все текущие средние ремонты не повышают прочность дорожного покрытия”, - заявила Наталия Форсюк.

Большинство украинских дорог построены в период с 1960-е по 1990-е годы. Их расчетная мощность - 7,5 тонн на ось. Но эти нормативы устарели. Сегодня расчетная мощность  составляет уже 11,5 тонн на ось. Дорожные покрытия не выдерживают такую нагрузку, повысить прочность полотна можно только капитальным ремонтом.

Следить за качеством работ по сути некому. Первый контроль проводит сам подрядчик, второй - заказчик. А госкомиссии нет. Так заказчик становится конечной инстанцией контроля.

“Гарантийный срок средних текущих работ составляет 3-5 лет, поэтому когда мы вкладываем очень большие деньги в текущие средние ремонты, а потом появляются дефекты, нужно понимать, что по контракту выходит, что это нормально. А на такие ремонты в этом году потрачено больше 30 млдр грн”, - отмечает Наталия Форсюк.

Децентрализация рынка инжиниринговых услуг

Рынок инжиниринговых услуг (ЧТО ЭТО?) на сегодняшний день закрыт, это практически монополия. Министерство инфраструктуры работает над внедрением независимого от заказчика контроля. Но тот не заинтересован открывать рынок инжиниринговых услуг для других организаций.

“Я думаю, что настоящие реформы начнутся с областей. Если они начнут внедрять  экспертов со стороны для контроля качества, то возврата назад не будет. Рынок начнет развиваться и со временем такой подход будет реализован и на дорогах государственного значения,” - сообщила DATA.UA Наталия Форсюк.

Процент текущих средних работ в ближайшие два года останется прежними. Но в 2020 году с принятием нового классификатора ситуация начнет меняться, считает Наталия Форсюк. Количество капитальных инвестиций увеличится, а это означает уход от ямочного ремонта. Хотя полностью от таких видов работ отказаться не получится.

Автоматизировать контроль на дорогах

В Министерстве инфраструктуры сейчас работают над внедрением системы взвешивания авто во время движения, заявил менеджер реформ МИУ Виктор Загреба. Это европейская практика, когда каждая машина, проезжающая определенный участок дороги, автоматически взвешивается. Если обнаружен перевес, информация об этом попадает в общую базу данных и в мобильные пункты взвешивания. Таким образом инспекторы уже знают, какое авто необходимо остановить для проверки.

“Если сравнить затраты на систему контроля с суммой ущерба от автомобилей-нарушителей, то эти вложения более чем оправданы”, - заявил Виктор Загреба.

Цемент или асфальт?

Цементобетонными дорогами долгое время пренебрегали в мире, считая их слишком дорогими. Сейчас такое покрытие часто используют в США и Евросоюзе. Бетонные дороги могут служить до сорока лет и не нуждается в частом ремонте. Асфальт же изнашивается максимум через десять лет и каждый год нуждается в реновации.

Отечественные предприятия готовы выпускать дорожный цемент в нужном количестве. Для этого есть заводские мощности и квалифицированные кадры, рассказал в интервью DATA.UA Владимир Шульмейстер, директор программы "Инфраструктура" аналитического центра "Украинский институт будущего".

“В прошлом году аналитический центр совместно с Ассоциацией производителей цемента Украины "Укрцемент" провел экономическую оценку стоимости цементобетонных и асфальтобетонных дорог с учетом срока эксплуатации. Жизненный цикл бетонной дороги составляет в разы дольше. Общая стоимость цементобетонных дорог за весь период использования будет меньше”, - сообщил Владимир Шульмейстер.

Цементобетонные дороги - это жесткий вид покрытия. Нагрузка на них распределяется равномерно, что спасает от появления колейности. Преимущество этого материала еще и в полной переработке бетона при ремонте. К тому же, нет ядовитых испарений от нефтепродуктов при нагреве.

“Юг Украины априори должен быть с цементобетонными дорогами. Это покрытие лучше выдерживает температурный режим региона, в то время когда асфальт при +28 начинает плыть,” - утверждает Шульмейстер.

Через несколько лет строительство таких дорог может выйти на первый план.

Напомним, что с 1 января 2018 года в Украине заработал Государственный дорожный фонд. Теперь Укравтодор отвечает только за 50 тыс км автомобильных дорог, остальные 120 тыс переданы на баланс областей с финансированием из Дорожного фонда. Согласно проекту, дорогам местного значения выделят 35% финансирования.

Читай также: Киев получит из Дорожного фонда более 1 млрд. гривен






Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.