Железнодорожный монополист постепенно возобновляет курсирование поездов по стране. Пока одни граждане мониторят, на какие маршруты можно приобрести билеты, другие до сих пор ожидают возврата денег за предыдущие покупки. Что в одном, что в другом случае система электронной продажи билетов работает с постоянными сбоями: оплаченные билеты не поступают к пользователям, а сам сайт периодически выходит из строя.

За время карантина «Укрзализныция» могла бы подтянуть уровень обслуживания клиентов и разработать новые сервисы. Не сделав этого, УЗ вызвала очередную волну негодования со стороны общества.

«Укрзализныця» злоупотребляет своими правами»

Первую порцию возмущения госпредприятие получило буквально сразу же после возобновления продажи билетов через букинг. Система дала сбой в первый день.

Заказать билет онлайн было невозможно. В УЗ объяснили, что устраняют возникшие технические проблемы.

Возможно, это связано с тем, что сейчас сервис обслуживает компания «ВИТЕС», а не разработчик букинга. По данным Prozorro, филиал «Главный информационно-вычислительный центр» АО «Укрзализныця» заключил с «ВИТЕС» несколько договоров на обслуживание автоматизированной системы пассажирских перевозок.

Речь шла о закупке услуг по сопровождению программно-аппаратного комплекса для электронных проездных документов, сопровождение модуля взаимодействия с другими компонентами  автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками, а также закупались услуги по сопровождению прикладного программного обеспечения и общесистемных софтов.

Предложения других участников даже не рассматривались. Общая сумма контрактов составила 7,5 млн грн. С такой сметой онлайн-сервис должен работать как часы. Но реалии свидетельствуют о другом. Имея готовый сервис для продажи билетов через Интернет, «Укрзализныця» вынуждает пассажиров обращаться по старинке в кассы, да еще и в условиях карантина.

Вдобавок перестали работать мобильные приложения «Укрзализныци» для iOS и Android.

Каждое из них скачали более одного миллиона пользователей. В УЗ успокаивают, что приложения не работают временно, а предприятие пытается как можно скорее возобновить их работу. И опять советуют покупать билеты в кассах или через официальный сайт, который, напомним, работает с перебоями.

«Таким образом УЗ нарушает правила перевозки пассажиров, а также законодательство о защите прав потребителей. К сожалению, государственные органы работают так, что часто они обманывают миллионы людей. Они понимают, что тех, кто будет в случае чего судиться и доходить до решения суда и его исполнения, – единицы. Органы власти понимают, что остаются безнаказанными. А если учесть, что «Укрзализныця» - монополист, то она решилась злоупотреблять своими правами. За это надо привлекать к ответственности всех членов правления и весь наблюдательный совет», - подчеркнул в интервью DATA.UA адвокат, старший партнер АК «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Билетная неразбериха

Вторая проблема, которую «Укрзализныця» не спешит устранять, - возврат средств за неиспользованные билеты. Пассажиры жалуются, что до сих пор жд монополист не отдал деньги за приобретенные ранее билеты, в частности на поезда, которые прекратили курсировать во время карантина. Получить внятную информацию в справочной или в службе поддержки букинга – невозможно.

В колл-центре никто не отвечает, работает только автоответчик, где львиную долю информации составляют уведомления о коронавирусе.

Также пассажиры возмущены, что покупая билеты через сайт, деньги снимаются, в частности через Приватбанк, а проездные не приходят. Разобраться в ситуации невозможно, в справочной на вокзалах говорят, что к этому не имеют отношения, потому что электронными проездными занимается другая компания, то есть «ВИТЕС».

В итоге людям обещают вернуть деньги за неиспользованные билеты, но когда именно – неясно. Глава Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры Владимир Наумов советует обманутым пассажирам объединять усилия и готовить коллективные жалобы в главный офис «Укрзализныци», Министерство инфраструктуры и Кабинет Министров.

«Эти проблемы возникли исключительно из-за решения нынешнего правления и руководства пассажирского департамента. Ничто не мешает им возвращать деньги за билеты, ведь это средства, которые пришли и попали на расчетный счет предприятия. Поэтому невозврат денежных средств пассажиров – это личная ответственность УЗ, также это доказательство внутреннего бардака. Фактически «Укрзализныця» пользуется этими средствами, а пассажиры кредитуют предприятие», - отметил в комментарии DATA.UA Владимир Наумов.

Ранее таких проблем с онлайн-покупкой билетов не возникало. Как раз наоборот, booking.uz.gov.ua неоднократно признавался лучшим среди подобных ресурсов и побеждал в номинации «Лучший сервис для покупки билетов на транспорте в интернете». Традиционно победителей выбирали читатели, редакция журнала PaySpace Magazine, который инициировал премию, а также экспертное жюри. Похоже, подобных признаний «Укрзализныце» в ближайшее время не видать.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.