Еще несколько месяцев назад в Минфине и Государственной налоговой службе активно обсуждали возможность внедрения электронной акцизной марки (ЭАМ). Была создана специальная рабочая группа, чтобы проанализировать и учесть лучшие европейские практики. Готовилися изменения в законодательство. Но ЭАМ в Украине до сих пор нет, контроль за подакцизной продукцией осуществояется по старинке, процветает теневой рынок, а колоссальные средства проходят мимо бюджета.

Что обещало правительство?

С 1 мая заработала обновлённая бумажная марка с новыми кодами, пока что для алкогольной продукции в качестве пилотного проекта. Добавить к действующей бумажной марке штрих-код и QR-код предложил экс-министр Кабинета министров Дмитрий Дубилет. Решение раскритиковали эксперты. Но ничего другого новое руководство Минфина и налоговой службы не предлагает.

Переход на марку по проекту Дубилета был утверждён в феврале 2020 года. Тогда в правительстве приняли специальное постановление о внедрении ЭАМ и создании новой законодательной базы, регулирующей полноценный переход на систему отслеживания подакцизных товаров track&trace. Однако дальше постановления дело не пошло.

Населению обещали дать возможность проверять подлинность акцизной марки с помощью открытой базы данных. Вместо этого потребителям предлагают пользоваться сервисом проверки акцизных марок на базе электронного кабинета налогоплательщика. В поисковик нужно ввести абсолютно все данные, которые видит потребитель на бумажной марке, на что система выдает малоинформативный ответ.

В начале мая налоговая служба немного усовершенствовала сервис «Поиск акцизной марки». Теперь у пользователей появилась возможность сообщать в подразделения ГНС об отсутствии информации о марке акцизного налога. Но это все равно не дает возможность отличить оригинал от подделки.

Еще один невыполненный план – отслеживание движения алкогольной продукции с помощью сопоставления информации из базы данных налоговой службы о выданных марках со считанной информацией из регистраторов расчетных операций.

С 14 февраля должна было стартовать разработка открытого АРІ, чтобы сторонние разработчики могли создавать собственные программные средства для сканирования акцизных марок. Предприниматели давно просят налоговую службу дать разрешение на создание и использование независимых сканирующих программ. Однако государство их не слышит.

«Прорыва в решении проблемы теневого рынка не видно»

Ни старая, ни «новая» бумажная марка с дополнительными кодами никак не облегчает процесс сбора акцизного налога и не защищает потребителей от незарегистрированной продукции.

Как отметил в комментарии DATA.UA независимый аналитик рынка алкогольных напитков Игорь Товкач, в 2016 году теневой рынок алкоголя в Украине составлял 46%. И эта цифра с каждым годом растет. В Европе этот показатель составляет около 18%. 

«Если учесть динамику уменьшения производства крепкого алкоголя после 2016 года с поправкой на негативные данные о численности населения страны, по самым пессимистическим прогнозам в 2019 году уже 53% рынка алкоголя находилось в тени. Бывшие министр Кабинета министров и руководитель налоговой службы убеждали, что вместе с внедрением электронной акцизной марки был достигнут прогресс в деле противодействия незарегистрированному алкоголю.  Тогда результаты должны быть отражены в отчетах Госказначейства по поступлениях доходов. Цифры в доходной части отчетов отражают рост производства ликероводочных изделий на 6,6% при росте доходов от акциза на 6,9%. Так что прорыва в решении проблемы теневого рынка не видно. Особенно если учесть, что госбюджет на теневом рынке недополучает более 20 млрд грн. общих доходов», - отмечает Игорь Товкач.

Неудачные эксперименты и чужие ошибки

Еще в 2016 году правительство приняло «Концепцию создания и внедрения автоматизированной системы контроля за оборотом подакцизных товаров «Электронная акцизная марка». Тогда речь шла о цифровых марках для алкоголя и табачной продукции, сейчас же правительство продвигает пилотный проект по ЭАМ исключительно для алкогольных напитков.

Также в 2016 году правительство решило запустить пилотный проект контроля за уплатой акцизного налога на табачную продукцию. Систему раскритиковали эксперты с похожими замечаниями, которые сейчас получает идея марки со штрих-кодами. Почему не запустить марку для всей подакцизной продукции, в том числе для лекарств? Кто и за какие деньги будет отслеживать базу кодов? Какой механизм контроля за их нанесением? И как потребитель сможет отличить подделку от оригинала?

«Хоть и немодно сегодня ссылаться на опыт России, но почему не учиться на чужих ошибках? Более 10 лет там занял процесс внедрения первичного учета движения крепкого алкоголя с электронными акцизными марками. Кроме времени, потребовались и существенные инвестиции в систему. Часть затрат взяло на себя государство, а часть – производители, которые вынуждены были покупать необходимое оборудование. Дошло до того, что на раннем этапе введения этого механизма от эксперимента инициаторы хотели отказаться, потому что остановился весь рынок алкогольных напитков. Производители, которые инвестировали большие деньги, заставили правительство двигаться дальше. И делают это, сменив разработчика системы, поэтапно, начиная с крепкого алкоголя. Так что процесс не завершен до сих пор», - добавил Игорь Товкач.

Украина в свою очередь топчется на месте. Пилотные проекты сырые и не учитывают плюсы и минусы предыдущих решений по ЭАМ, не использован опыт ЕС. Украина по-прежнему имеет репутацию государства-производителя нелегального алкоголя, которое не способно защитить своих граждан от фальсификата.  

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.