Недавно Департамент информационно-коммуникационных технологий КГГА лишился своего руководителя. Юрий Назаров покинул свой пост. Какое смарт-наследство осталось после него? Количество созданных электронных сервисов можно сосчитать на пальцах, а вот средства из городского бюджета потрачены колоссальные. Электронный билет для общественного транспорта, который до сих пор не работает, обошёлся в полмиллиарда гривен. До сих пор нет важных смарт-технологий, которые можно адаптировать под современные вызовы, и отслеживать эпидемиологическую ситуацию в столице, контролировать качество воздуха, принимать решения по возобновлению работы коммунального транспорта.

Почему Департамент ИКТ лишился своего руководителя?

Смарт-технологии помогают миру бороться с эпидемией коронавируса. В Южной Корее и Сингапуре, например, с помощью видеокамер и GPS-трекеров контролируются контакты инфицированных людей со здоровыми, сообщает в своем посте Юрий Назаров.

В Киеве установлено около 8 тысяч камер видеонаблюдения, плюс дата-центр для обработки и хранения данных за 500 млн грн. Но почему-то власти ни разу не предложили воспользоваться сервисом для борьбы с эпидемией. Вероятно, потому что сбор данных с видеокамер, их обработка и использование все еще не урегулированы на законодательном уровне.

Зато под прикрытием борьбы с коронавирусом Департамент ИКТ пытался закупить дистанционные термометры с функцией распознавания лиц. Стоимость 400 комплектов составляла 65 млн грн. КП «Информатика» успело опубликовать на Prozorro объявление о закупке оборудования, выбрало победителя, ООО «Интевро», и даже заключило договор. Но через несколько дней его пришлось отменить, потому что Государственная аудиторская служба нашла нарушения: делать закупки без тендера, только с объявлениями на Prozorro с пометкой «для COVID-19», разрешается для товаров, которые входят в специальный перечень Кабмина. Дистанционных термометров в этом списке нет.

«Этот тендер стал причиной увольнения Назарова, он проводился с нарушениями законодательства, и Виталий Владимирович (Кличко – ред.) сам был очень удивлен. Дело в том, что выборы на носу. Те, у кого была плохая репутация, не могут быть в команде мэра», - рассказал в интервью DATA.UA депутат Киевсовета Владимир Левин.

Но и без этого у команды Назарова накопилось немало промахов. Электронный билет до сих пор не введен в полноценную эксплуатацию. Ученические цифровые билеты начали выпускать почти с годовой задержкой. Управления городским трафиком нет. Также отсутствует качественное общение жителей и горадминистрации через цифровые сервисы.

Ранее город хвастался созданием первой умной улицы на Салютной, 2Б. Как оказалось, это всего лишь часть инвесторского проекта, который строит жилищный комплекс, внедряя современные технологии.

Вопрос кибербезопасности за все 5 лет практически не затрагивался Департаментом ИКТ.

В апреле этого года на сервисы КГГА была совершена DDoS-атака. Все, что сделал руководитель Департамента ИКТ после взлома, сообщил, что инцидент изучает киберполиция и СБУ.

«Все нововведения, которые делал город, это коммерческие решения, присвоены департаментом»

Часто одни и те же проекты мигрируют из одной городской программы в другую, бюджет растет, а результата не видно. Красочный пример - создание электронной диспетчерской для управления городским жилищным фондом. Сначала проект фигурировал в программе «Электронная столица 2015-2018», он же перекочевал в «Электронную столицу 2019-2022». Тем временем проектом заинтересовалось СБУ.

Руководство КП «ГИВЦ», которое отвечало за создание софта, подозревают в растрате 20,8 млн грн. Их заплатили фирме-подрядчику ООО «Украинские бизнес коммуникации» за создание программных модулей, но про факту коммунальное предприятие ничего не получило. До 16 июля 2020 года Днепровский районный суд должен избрать меру пресечения для директора КП «ГИВЦ» Виталия Козубского. Интересный факт, что его бывший первый зам, Вячеслав Новохацкий, сейчас исполняет обязанности руководителя Департамента ИКТ.

«Все нововведения, которые делал город, были каким-то образам присвоены департаментом. Например, «Громадський бюджет» делал для города научный институт как грант, карточку киевлянина – инвестор. Медицинский сервис – это тоже коммерческий проект. Электронный билет на транспорт – также коммерческое решение. Назаров был администратором того, что создали другие. А город потратил колоссальные деньги. Одна из самых больших закупок касается покупки валидаторов у фирмы Ridango. Они были куплены со списанного склада 2015 года производства. Мы их установили в 2019 году. То есть это уже старье, на что потрачена огромная сумма (около 360 млн грн.). Система видеонаблюдения, к сожалению, в полурабочем состоянии. Это просто система доступа, а не система интеллектуального управления умными камерами. 90% оптоволокна непонятно как проложены. Стратегически Назаров учился на городе Киеве. Город стал для него полигоном, то минирование, которое произошло в столице в рамках неправильных проектов, это неумение стратегически подойти к вопросам, которые нужно было решить для всех киевлян одновременно», - добавил Владимир Левин.

Чтобы действительно создавать смарт-город, власти должны выполнять несколько требований. Работать над общим уровнем безопасности в столице, сокращать стоимость и потребление ресурсов, улучшать коммуникацию и создавать прозрачную систему отношений между чиновниками и гражданами. Ничего подобного у Киева пока нет.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.