Государственная фискальная служба недавно подготовила подробные разъяснения для потребителей о том, как отличить настоящую акцизную марку на алкогольные напитки от подделки. Казалось бы, предлагаемый ГФС алгоритм действий поможет обнаружить поддельный товар максимально быстро, ведь это надо сделать еще до покупки товара. Однако только на ознакомление с инструкцией понадобится немало времени, не говоря о запоминании информации, без которой подсказки фискальной службы теряют всякий смысл.

Инструкция для потребителей или злоумышленников?

Фискальная служба подчеркивает, что обращать внимание необходимо на всевозможные параметры, присущие акцизной марке.

«Марки акцизного налога для алкогольных напитков изготавливаются из бумаги весом 70 +/- 2,5 г / кв. метр и имеют следующие размеры: длина - 160 миллиметров +/- 0,25 миллиметра; ширина - 20 мм +/- 0,25 миллиметра», - акцентируют в ГФС.

Но будет ли покупатель измерять вдоль и поперек акцизную марку на бутылке, придя в магазин? При этом в фискальной службе предлагают обращать внимание на другие признаки настоящей акцизной марки, в частности на цветовую гамму. Ликероводочная продукция отечественного производства должна иметь марку в зеленом цвете, вино – в красном, ликероводочная продукция импортного производства – в фиолетовом, а вино импортного производства - в оранжевом.

На этом советы не заканчиваются. Потребителю необходимо проверить, все ли реквизиты указал производитель на акцизной марке. А это слова «Украина» и «марка акцизного налога», аббревиатура из букв, которые обозначают вид марки, индекс региона, серия и номер марки, месяц и год, в котором была произведена и сумма акцизного налога, уплаченного за единицу с точностью до тысячного знака.

В перечне отличительных особенностей подлинной марки также указан клей, которым она крепится к бутылке, и даже способ приклеивания. Такой подробный инструктаж, возможно, и пригодится потребителю. Но также будет полезен и злоумышленникам для подделывания акцизной марки.

При этом, в стране и так хватает контрабандных и контрафактных товаров. Недавно в СБУ сообщали о раскрытии многомилионной схемы по изготовлению поддельных марок акцизного налога на водочную и табачную продукцию. Злоумышленники успели реализовать марок на 20 млн грн.

А Государственная налоговая служба обнаружила, как под видом продукции известного бренда продавался товар с поддельными марками. Указанная на марке ставка акцизного налога не соответствовала действующим тарифам. Если этот нюанс знаком налоговикам, то вряд ли об акцизных ставках на разные виды алкогольной продукции знают потребители.

«Голограммы, специальные краски и другие элементы, упомянутые ГФС, неэффективны ни для уплаты налогов, ни для проверки на подлинность. Эти способы защиты были актуальны лет 10 назад. Чтобы определить оригинал, существует концепция электронного идентификатора. Эту концепцию можно реализовать в разных вариантах, но основная идея – присвоение идентификатора каждому экземпляру. На базе индивидуального идентификатора можно строить систему, которая позволит узнать об изделии всю его историю, где товар был произведен, где импортировался, где ехал и где продан. Эта же концепция используется для подакцизной продукции, также для медицинских препаратов. Задачи те же самые – выяснить, действительно ли препарат произведён в Дании или Швейцарии, действительно ли он завезен в страну законно», - отметил в интервью DATA.UA эксперт по налоговому законодательству Андрей Панасюк.

Будет ли эффективной электронная марка от бывшего министра Кабинета министров?

На уровне государства должны разрабатываться инновационные технологии защиты марок, а также современные механизмы проверки на подлинность. К ним сложно отнести предложение ГФС.

Чтобы решить этот вопрос, в соответствии с Соглашением об Ассоциации с ЕС, Украина обязана внедрить электронную акцизную марку. Но пока государство топчется на месте. В Минфине обещали разработать законопроекты об ЭАМ для табачной и алкогольной продукции.  Но вскоре правительство решило пойти другим путем. С 1 мая ГФС вводит в оборот марки нового образца, к существующей бумажной добавляются штрих-код и QR-код. В них закодируют часть информации с бумажной марки. Бывший министр Кабинета Министров Дмитрий Дубилет предложил, чтоб такая марка с двумя видами кодов работала как электронный акциз.

«Публичного освещения решения этого правительства пока нет. Как планирует правительство выявлять подделку, я не знаю. А в наше время подделать можно абсолютно все, в том числе обычный QR-код и штрих-код. Может, делается ставка на массовое вовлечение пользователей, чтобы еще до кассы проверяли данные о товаре. Правительство сейчас рассматривает гибридную версию внедрения электронной акцизной марки. Она, на мой взгляд, давно устаревшая. Есть риск, если мы пойдем по этому пути, будет очень сложно сделать что-то с нуля», - подчеркнул Андрей Панасюк.

В то же время производитель может и не ждать эффективного решения от страны, а сам заботиться о защите товара от подделки. Ведь это его репутация и уважение к потребителю. Некоторые мировые бренды давно отказались от обычной уязвимой бумажной акцизной марки и перешли на инновационную технологию. Это сочетание уникального графического защитного элемента с QR-кодом, в котором «спрятана» самая важная информация о продукте. Код универсален для каждой единицы товара и его невозможно подделать или скопировать.

От такой технологии выигрывает и производитель, и потребитель. Ему нужно всего лишь отсканировать код с помощью мобильного приложения, на экране телефона сразу отобразится информация - подделка это или оригинал. Никаких дополнительных усилий, напоминающих детскую игру «Найди 10 отличий», не требуется. В таком случае обычный гражданин действительно становится инспектором качества подакцизной продукции, что много раз обещали в правительстве.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.