С начала года перевозчики оформляют все разрешения на поездки за границу исключительно через транспортный портал электронных услуг. Это совместный проект Министерства инфраструктуры и подчиненного ему ГП «Отраслевой центр цифровизации и кибербезопасности». Пользователи не в восторге от разработки, поскольку за разрешениями приходится открывать виртуальную охоту. А за услуги портала взымается плата, о чем участников рынка никто не предупреждал.

За что перевозчики платят по 20 гривен?

Как и обещали в Министерстве инфраструктуры, теперь не нужно стоять в очередях за разрешительными документами, их можно оформить онлайн через транспортный портал. Для этого перевозчикам необходимо принять публичный договор-оферту с ГП «Отраслевой центр цифровизации и кибербезопасности». Поскольку другого пути для оформления разрешения на перевозки нет, компаниям приходится соглашаться.

С условиями договора можно ознакомиться на сайте портала. Так, 20 грн. «Отраслевой центр цифровизации и кибербезопасности» взымает за представительство заказчика перед «Укртрансбезопасностью» (то есть за оформления разрешения на перевоз груза). Если перевозчику необходимы разрешения от Государственного агентства автомобильных дорог и Национальной полиции, это обойдется в 50 грн. Оплата осуществляется через электронный кабинет перевозчика на банковский счет «Отраслевого центра цифровизации и кибербезопасности» на условиях 100% предоплаты. При этом в квитанциях за оплату услуг через е-портал указано, что плата взымается за обработку данных и создание заявки на получение разрешения.

«Мы платим 20 грн. за каждое разрешение, но это незаконно. Министерство инфраструктуры сняло с себя всю ответственность за выполнение обязательств перед перевозчиками, вместе с тем создало портал, цель которого – заработать на нас денег», - подчеркнул в комментарии DATA.UA руководитель ООО «МАН-сервис» Александр Благодир.

Сумма на первый взгляд небольшая. Хотя если учесть, что за год Государственная служба Украины по безопасности на транспорте («Укртрансбезопасность») выдает перевозчикам около 800 тысяч разрешений, получается 16 млн грн.  С начала года предприятие уже выдало 170 450 разрешений, таким образом портал заработал 3,4 млн грн. 

При этом сайт всего лишь делает переадресацию на другие государственные сервисы для оформления документов. К примеру, при заказе услуги по выдаче разрешения на заграничные перевозки происходит переадресация на электронный кабинет перевозчика на сайте «Укртрансбезопасности». Он был создан еще в августе 2018 года.

Напомним, разрабатывать транспортный сервис МИУ помогала общественная организация из Полтавы «Институт аналитики и адвокации», которая нашла грант для реализации проекта. Но там отказываются комментировать, с какими международными партнерами сотрудничают и сколько это стоит.

Чем недовольны перевозчики?

Перевозчикам надо очень постараться, чтобы втиснуться в квоту на получение разрешения. В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АМАП) отмечают, что электронное бронирование создало еще больший ажиотаж. Так, 60% от месячной квоты разрешений Румынии на февраль было забронировано в течение нескольких часов 1 февраля, мартовская квота так же была разобрана в течение нескольких часов .

«Если есть в наличии разрешения, проблем нет. Но около 20 стран выделили Украине недостаточную годовую квоту. Тогда начинается борьба между перевозчиками, кто первый зарегистрируется, тот и получил разрешения», - рассказал в интервью DATA.UA коммерческий директор ООО «Камаз-транс-сервис» Владимир Хомяк.

Даже при наличии успешного бронирования разрешения перевозчик не всегда может получить документ непосредственно на пункте выдачи.

В логистическом отделе ПАО «Киевская производственная компания «РАПИД» говорят, что иногда приходится вносить одну и ту же информацию несколько раз. 

«Мы не против такого сервиса, но сделайте эксперимент на одной границе, пусть поработает год. Или же введите квотирование разрешений, когда в начале года перевозчик выбирает свою квоту и все. Так делает большинство стран. У нас же все это превратили в коллапс, портал не работает так, как положено. Бронирование происходит не системно. Обычно разрешения заканчиваются в октябре-ноябре. Но когда МИУ помесячно это все вкидывает, возникает неразбериха», - добавляет Александр Благодир.

Также эксперты считают, что работа портала не урегулирована законодательно. До сих пор перевозчики руководствуются указом Минтранса №757 от 2004 года, в котором прописан порядок системы оформления, выдачи, использования и учёта разрешения на международные перевозки. Последние изменения в указ вносились в 2015 году. То есть о портале в указе ни слова.

Чтобы решить накопившиеся проблемы, грузоперевозчики выходили с митингом под Офис Президента и встречались с министром инфраструктуры Владиславом Криклием. При МИУ была создана рабочая группа для усовершенствования работы портала.  Поскольку ключевые требования перевозчиков до сих пор не выполнены, компании готовятся к новым акциям протеста.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.