Цифровая перепись населения, отмена трудовых книжек, внедрение штрих-кодов на бумажной акцизной марке вместо запуска электронной - все это инициативы бывшего министра Кабинета Министров Дмитрия Дубилета, которые вызвали неоднозначную реакцию в профессиональном сообществе. Последнему проекту уделялось достаточно много внимания. Инициатива, как и многие другие, осталась незавершенной. Поддержит ли новое правительство данную идею?

«Наследство»

По мнению бывшего руководителя Кабмина, старая бумажная марка с добавлением на ней штрих-кода уменьшит объёмы нелегальной торговли алкогольными напитками, а также обойдется стране дешевле, чем переход на систему Track&Trace. Государству не придется развивать дополнительную ІТ-инфраструктуру, а предпринимателям покупать специальные считывающие устройства.

На самом деле производители очень долго готовились к появлению как раз электронной акцизной марки (ЭАМ). Также в последнее время над этим активно работало Министерство финансов. Другое дело, что Минфин держит в тайне, какое именно технологическое решение рассматривается для ЭАМ, какие компании помогают ведомству с разработкой цифровой марки и сколько это будет стоить государству. Редакция DATA.UA несколько раз пыталась через официальные запросы узнать об этом, но ответов так и не получила.

Развивать именно ЭАМ и систему отслеживания подакцизной продукции Track&Trace Украину обязывает Соглашение об Ассоциации с ЕС. Несмотря на это, от предложений  бывшего министра Кабмина в новом правительстве также не спешат отказываться.

В середине февраля были приняты изменения к «Положению об изготовлении, хранении, продаже марок акцизного налога и маркировки алкогольных напитков и табачных изделий». Документ предусматривает поэтапный переход на ЭАМ. Как информирует Государственная налоговая служба, первый этап начнется 1 мая, тогда появятся новые образцы марки акцизного налога для алкогольной продукции. Речь идёт как раз о предложенной Дмитрием Дубилетом бумажной марке с двумя новыми элементами – штрих-кодом и QR-кодом.

В последнем будет зашифрована информация о серии, номере и реквизитах покупателя марки. В этом и все отличия от действующей марки, их легко подделать, учитывая развитие технологий.

«Проблема остаётся, просто меняется внешний вид марки, и кто-то на этом заработает. Это только на руку тем, кто будет наносить дополнительную информацию на бумажную марку. Надо наносить на упаковку с подакцизной продукцией специальный код, обычным глазом его не видно. Но если конфискуют, например, такую пачку сигарет, то таможенник в Украине или Ирландии после сканирования увидит, кто это изготовил, когда, где, кому был продан товар и на каком этапе он попал в контрабанду. При этом изготавливать такие марки должны независимые от государства производители», - отметил в интервью DATA.UA эксперт Реанимационного пакета реформ Константин Красовский.

 «Поисковая система налоговой службы – это имитация борьбы с контрабандой»

Упомянутая экспертом технология уже используется некоторыми странами. Она предусматривает сочетание QR-кода с графическим защитным элементом, что дает возможность прослеживать всю цепочку продвижения товара от производителя до конечного потребителя. Сделать это могут как государственные структуры, например, таможенники, так и покупатели непосредственно в магазине. Достаточно только отсканировать смартфоном QR-код. На экране отображается дата, место изготовления и продажи, серия и номер продукта. Каждая единица товара получает свой уникальный код, который невозможно сфальсифицировать.

Вместо современных разработок в Государственной налоговой службе внедряют не совсем эффективные решения. Для проверки подлинности товара налоговая предлагает пользоваться программой «Поиск акцизной марки». Она работает в тестовом режиме как часть электронного кабинета налогоплательщика на сайте ГНС.

Для проверки нужно ввести все реквизиты, указанные на бумажной акцизной марке: ее вид, регион производителя, серию и номер, а также сумму ставки акциза. Обычному гражданину нужно потратить время, чтобы разобраться, какую именно комбинацию букв и цифр из бумажной марки нужно ввести в необходимую строку поисковой системы. В итоге программа отображает всего лишь дату выдачи марки, а также данные, кто из субъектов хозяйствования ее получил. Импортированная продукция, даже при правильном вводе всех данных, не проверяется вовсе. Информация о таком товаре в базе отсутствует.

Несколько лет назад в е-кабинете налогоплательщика появилась функция, которая позволяет производителю подакцизных товаров заказать изготовление марок онлайн. Таким образом сервис отображает имеющуюся в нем информацию, кто именно изготовил марку для товара, который проверяет потребитель. Но эти данные не являются элементом защиты.

По словам Константина Красовского, поисковая система от налоговой – всего лишь имитация борьбы с контрабандой. Она не дает возможности увидеть, где и когда большая партия подакцизной продукции попала в нелегальную торговлю. В чем тогда польза сервиса, который не дает возможности понять, что же приобрёл потребитель – оригинал или фальсификат?

Научный сотрудник Научно-исследовательского института фискальной политики Надежда Новицкая считает, что система отслеживания, которой пользуются в ЕС, – это лишь один из инструментов, который нужно использовать для борьбы с нелегальным рынком. Ведь это всего учетная система. К тому же, над ней страны Евросоюза начали работать еще 10 лет назад, а с учетом развития современных технологий этого решения недостаточно для борьбы с контрабандой.

«Предложение правительства со штрих-кодами – тоже ложный путь.  Возможно, стоит проанализировать опыт других стран, доработать нормативную базу, взвесить расходы на внедрение и будущий эффект от него, чтобы не получить от быстрых реформ негативные последствия», - добавила Надежда Новицкая.

Какой путь борьбы с нелегальным рынком подакцизных товаров выберет новое правительство, сложно судить, официальных заявлений не сделано. Ясно одно – обновленная бумажная марка не защитит от подделок и вряд ли искоренит контрабанду и контрафакт.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.