«Укрзализныця» готова заплатить 86 млн грн. иностранным консультантам за повышение операционной эффективности компании. Филиал «Центр сервисного обеспечения» УЗ объявил тендер в системе «Prozorro» для поиска 10 соответствующих специалистов. Участвовать в нем предварительно согласилась немецкая компания Deutsche Bahn. Но чем именно могут помочь иностранные консультанты, если в составе руководства УЗ уже есть эксперты из-за рубежа с опытом реформ в железнодорожной сфере?

К тому же, на содержание правления, наблюдательного совета и директората, которые обязаны заниматься развитием предприятия, «Укрзализныця» тратит миллионные сумы.

Сколько зарабатывает руководство «Укрзализныци»?

Чтобы не быть голословными, приведем несколько примеров. Директор департамента локомотивного хозяйства Сергей Павлов получил за 2018 год 2 млн грн. Об этом свидетельствует его декларация на сайте НАПК. Отчет о доходах за прошлый год отсутствует, как и других топ-чиновников УЗ. Годовой доход директора департамента по безопасности движения Александра Панасенко составил 1,9 млн грн.  

Всего в УЗ насчитывается 46 департаментов. Зарплата некоторых руководителей колеблется от 1,1 до 2 млн грн. Главы департаментов низшего ранга получают за год от 300 до 700 тыс. грн. Если умножить среднюю сумму зарплаты директоров (0,9-1 млн грн.) на количество департаментов, то только на содержание директората жд монополист тратит более 40 млн грн. в год.

На содержание правления и наблюдательного совета «Укрзализныця» тратит еще больше. К примеру, в первом полугодии 2019 года УЗ выделила на это 51,4 млн грн. То есть за год это более 100 млн грн. Эти данные опубликовал в Фейсбук экс-министр инфраструктуры Александр Кава, ссылаясь на финансовый отчет предприятия.

Бывший глава правления УЗ Евгений Кравцов получал 1,2 млн грн. в месяц. 

«Укрзализныця» платит зарплаты топ-менеджменту и специалистам, которые могут давать консультационную и экспертную оценку работы компании. Нужно просто заниматься развитием компании на благо ее экономики и в пользу граждан, а не тратить деньги на разные проекты», - прокомментировал в интервью DATA.UA Александр Кава.

Чем занимается наблюдательный совет и правление?

Пятеро из семи членов наблюдательного совета УЗ – иностранцы, имеют опыт в финансовом и управленческом секторе в зарубежных компаниях. К примеру, Кристиан Кун четыре года проработал на руководящих должностях в немецком консорциуме Deutsche Bahn, на сотрудничество с которым так рассчитывает «Укрзализныця».

«Мы и так знаем, что нужно делать, надо только жёсткая рука и непопулярные для некоторых олигархов действия. Но нужно определиться, надо нам или нет именно консалтинг, в каком объёме и по каким вопросам. Возможно, помощь нам нужна в плане комплаенса, может специалисты что-то предложат, чтобы каждый год в УЗ не вымывалось на коррупции 20-25 млрд грн. Также мы отстаем в части построения бизнес-процессов, клиентоориентирования, внедрении ІТ-решений и новых инструментов диспетчеризации. С другой стороны, в УЗ есть специалисты с многолетним опытом и по некоторым параметрам лучше иностранных. Например, в грузовой работе мы не хуже, чем Deutsche Bahn. Но эти вопросы должны решать специалисты, а не далекие от «Укрзализныци» люди», - рассказал в интервью DATA.UA глава совета ОО «Центр развития логистики», член экспертного совета МИУ Валерий Ткачев.

Раннее глава наблюдательного совета УЗ Шевки Аджунер, который за 2018 год получил 3,4 млн грн., сообщил СМИ, как именно планирует улучшить финансовое состояние «Укрзализныци», в первую очередь привлекая новые инвестиции.

«Поскольку у меня есть большой опыт реструктуризации и управления промышленными железнодорожными заводами, а также управление железными дорогами, мой долг здесь очевиден: найти оптимальный способ ощутимой реструктуризации «Укрзализныци» и ее быстрого технического совершенствования и развития», - рассказал еще один член правления Франтишек Буреш. 

Кроме того, в правительственном положении о работе предприятия, наблюдательного совета и правления четко прописано, что именно должно делать руководство «Укрзализныци».        Набсовет обязан проводить аудит компании, назначать главу и членов правления, а также создавать внутренние комитеты для решения конкретных вопросов, например, борьбы с коррупцией. Такой комитет появился относительно недавно, возглавил его новый член набсовета Сергей Лещенко. Правление УЗ в свою очередь занимается операционной деятельностью, отчитывается перед набсоветом о финансовых показателях, прогнозирует риски и принимает меры для их предотвращения.

Таким образом жд монополист имеет достаточно ресурсов, чтобы принимать важные решения без посторонней помощи. Зачем тогда государству платить дополнительно за то, что обязано делать руководство компании, получая за свою работу многотысячные зарплаты?

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.