С 1 января 2020 года Государственная фискальная служба начала тестировать мобильное приложение «пРРОсто». Оно рассчитано на малый бизнес. Вместо кассового аппарата можно использовать смартфон, на котором установлено приложение. Несмотря на заманчивое название, разработка долго «грузится», много времени требуется для ввода данных, а служба техподдержки очень пассивна.

Появление мобильного приложения «пРРОсто» также противоречит законодательству о регистраторах расчетных операций – РРО. В перечне моделей программных РРО, утверждённых государственным реестром РРО, этой разработки нет. 

Что предполагают законодательные новации?

Регистраторы расчетных операций и электронные чеки должны помочь фискальной службе собирать налоги с малого бизнеса. Предполагается, что физические лица-предприниматели установят соответствующее программное обеспечение на телефонах или планшетах. Данные о продажах автоматически будут попадать на сервера фискальной службы.

Вроде бы все просто. Только закон «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» предусматривает, что использовать можно те программы, которые прошли предварительное испытание и внесены в реестр РРО. Эксперимент с тестированием длился до конца 2019 года. В итоге в реестр попало 8 программ от разных разработчиков, в том числе и собственное, разработанное Государственной фискальной службой.

Приложение «пРРОсто» появилось в начале этого года.

В эксперименте программа не участвовала. Соответственно, в реестре ее тоже нет. Решение о внесении и выводе из реестра РРО уполномочена принимать техническая комиссия при Государственной фискальной службе. В ее состав входят представители Национального банка Украины, Службы безопасности Украины и ГП «Сервисно-издательский центр». До сих пор комиссия не провела ни одного заседания, на котором рассматривался бы вопрос продления эксперимента. Таким образом все программные РРО сейчас вне закона.

Кто создавал приложение «пРРОсто»?

Фискальная служба приглашает ФЛП к тестированию программы. Специально под приложение появился государственный сайт – https://prrosto.kmu.gov.ua. Софт создан совместно с Офисом эффективного регулирования (BRDO) и компанией Fintellect. При этом у ГФС есть собственное техническое решение, внесенное в реестр РРО и участвовавшее в эксперименте согласно с постановлением КМУ от 13.06.2018 № 472 «О реализации экспериментального проекта по регистрации новых моделей программных и / или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций».

Кроме программы «пРРОсто», специалисты BRDO участвовали в создании электронного кабинета застройщика. Сейчас они работают над электронным реестром производителей органической продукции. Как известно, с 2015 по 2019 год офис BRDO возглавлял нынешний премьер-министр Алексей Гончарук.

«BRDO очень опытно осваивает техническую помощь, которую получает с разных источников. Я думаю, есть где покопаться, чтобы понять, кто на программе заработал. Это скорее вопрос к правоохранительным органам. Но дело не только в том, кто написал программное обеспечение, а кто вообще придумал фискализацию для микробизнеса. Также нам говорят об альтернативных программах РРО, но они будут написаны за деньги инвесторов, которые захотят получить прибыль. Это все ляжет на плечи малых предпринимателей», - рассказал в интервью DATA.UA глава ВОО «Союз защиты предпринимателей» Сергей Доротич.

О втором партнёре фискальной службы, компании Fintellect, практически ничего неизвестно. На портале Youcontrol.com.ua указано, что компания зарегистрирована в июне прошлого года в городе Днепр. Уполномоченное лицо – Владимир Рубцов.

Непосредственно на сайте Fintellect нет ни контактов, ни имен соучредителей, ни адреса регистрации или данных о месторасположении офиса. Известно только, что компания занимается разработкой и внедрением веб-продуктов, мобильных приложений и онлайн-банкингом.

Насколько удобна бесплатная программа для предпринимателей?

По данным ГФС, программу «пРРОсто» сейчас тестирует около 3 тысяч пользователей. Первые отзывы свидетельствуют о проблемных местах разработки. Чтобы получить электронный чек, нужно вводить вручную в смартфон или планшет наименование товара. Опции изменения количества товара не существует. Если продавцу нужно продать несколько сотен единиц, придется в ручном режиме вводить данные о каждой из них. Перенести всю номенклатуру из других программ невозможно. При сканировании товара также надо вводить каждый раз название и цену. Приложение не связано с программами товарно-складского учета и эквайринговыми модулями от банков.

«Мы проводили эксперимент и выяснили, что около 3 минут теряет человек, который научился работать в программе, чтобы выбить одну единицу товара. Также возникают проблемы с введением штрих-кодов или введением в базу весового товара. Все это ухудшит процедуру реализации продукции. Мобильная связь даже в Киеве работает неидеально, что говорить об отдалённых районах. Если будет обязательство от государства работать с регистраторами, то лучше выбирать классические РРО, нежели программные. Сейчас страна меняет правила игры, которые ухудшат условия для бизнеса, уровень обслуживания потребителей, и государство от этого ничего не получит. А выиграют монополисты, крупные торговые сети и ритейлы. Так называемое «пРРОсто» – это очковтирательство», - говорит Сергей Доротич.

Проблему мог бы решить открытый программный интерфейс (АПИ).  Так продавец в своей собственной программе сможет формировать фискальные чеки и отправлять их на сервер в ГФС. В фискальной службе обещают, что такая возможность появится, но когда - не сообщают.

 

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.