Недавно в парламенте состоялась встреча депутатов, представителей Министерства инфраструктуры, Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, Службы безопасности Украины, Государственной службы чрезвычайных ситуаций, а также производителей локомотивов с топ-менеджментом АО «Укрзализныця». Планировалось заслушать отчет железнодорожников о состоянии подвижного состава, а также наработать совместный план решения проблем, накопившихся в УЗ. Но рабочий диалог не совсем удался.

Зачем «Укрзализныце» кабальный контракт с General Electric?

Как известно, локомотивный парк «Укрзализныци» в критическом состоянии: изношенность составляет 98%, 3500 единиц техники работает еще с советских времен, 479 единиц нуждаются в ремонте. Средний возраст локомотивов – 39 лет, когда средний срок службы составляет 30 лет. В этом году в «Укрзализныце» спишут 292 локомотива, а приобретут всего 20. В целом до 2025 года УЗ планирует обновить локомотивный парк только на 15%. Но целесообразно ли покупать локомотивы у американского транспортного производителя General Electric да еще и по завышенной цене? Этот вопрос неоднократно звучал во время встречи.

«General Electric модернизирует для США старые тепловозы, а Украине продает новые. Цена одного тепловоза з НДС 4,86 млн долларов. Но один тепловоз GE имеет ограничения по буксировке грузов, он слабее тепловоза 2Т-116 от Луганского тепловозного завода, который стоит всего 1,3 млн долларов, то есть экономическая выгода заметна», - акцентировал Сергей Шахов, глава парламентского межфракционного объединения «За техногенную и экологическую безопасность в топливно-энергетическом комплексе, железнодорожном и трубопроводном транспорте Украины», которое и выступило инициатором встречи.

Приобретенные тепловозы американского производителя действительно не рассчитаны на украинские условия работы. В начале прошлого года новый тепловоз ТЕЗЗАС «Тризуб» застрял с гружённым составом на участке Волноваха – Камыш-зоря. Тепловоз имеет недостаточный сцепной вес. Теперь новые локомотивы GE пускают по более равнинным маршрутам, чтобы не возникало проблем с пробуксовкой.

Представители «Укрзализныци» так и не дали четкого ответа на вопросы: почему была заключена  сделка с американским производителем на общую сумму 1 млрд долларов, зачем УЗ собирается приобрести 25 электровозов по 200 млн грн. каждый, когда за эти же деньги можно купить 23 новых и модернизировать 14 электровозов?

Антон Саболевский, директор по стратегическому развитию и инвестиционной политике УЗ, сообщил, что перед закупкой предприятие проводит исследование и рассчитывает экономический эффект от сделки. Но даже быстрый подсчет показал, что «Укрзализныце» дешевле обойдется модернизация, чем закупка абсолютно новых локомотивов.

Читайте также: Посредник или партнер - роль фирмы «Астерс» в сделке УЗ и General Electric

Неизвестна дальнейшая судьба локомотивов, приобретенных у концерна Siemens, а  история данного контракта во многом поучительна. В 2012 году УЗ подписала договор с ООО «Уральские локомотивы» (50% компании принадлежит Siemens) на поставку 50 грузовых электровозов.  В результате купленные локомотивы сломались и сейчас простаивают в депо.

«Без участия Siemens починить эти локомотивы невозможно, поскольку завод-производитель стал банкротом, а концерн не хочет брать на себя ответственность за ремонт. У нас нет рабочего варианта, как починить это локомотивы», - объяснил Антон Саболевский.

Почему в УЗ оказываются от модернизации?

Второй вопрос, который волновал и нардепов, и представителей заводов по производству и модернизации жд техники, почему в «Укрзализныце» уделяют так мало внимания обновлению старых составов. Это дешевле и перспективней с учётом того, что через 20-30 лет на рынке появятся еще более производительные локомотивы, чем тем, которые сейчас покупает УЗ, считают депутаты.

«Deutsche Bahn сейчас ориентируется на модернизацию своего локомотивного парка, хочет сокращать употребление электроэнергии и продолжить срок эксплуатации поездов на 15 лет. Почему у нас сегодня нет инструкций для модернизации предприятий УЗ и отрасли в целом?», - задал вопрос представителям УЗ Сергей Шахов.

В «Укрзализныце» на это ответили, что модернизация иногда обходится дороже, чем покупка новой техники.

«Если речь идет о так называемой глубокой модернизации, это может стоить как новый локомотив, который прослужит 30 лет, а не 15. Поэтому УЗ в первую очередь рассматривает вопрос приобретения новых поездов. Но если не проводить комплексно капремонты, модернизацию и закупку новых локомотивов, мы переступим через критическую отметку», - отметил Сергей Павлов, директор департамента локомотивного хозяйства УЗ.

Представители вагоностроительных заводов сообщили, что предлагали «Укрзализныце» свои услуги по модернизации и производству локомотивов по цене в два раза дешевле, чем у иностранных коллег, но ответ так и не получили. Какие будут сделаны выводы после рабочей встречи, станет известно через месяц - депутаты планируют еще раз заслушать представителей «Укрзализныци».

 

 

 

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.