В 2020 году Укрзализныця ожидает поставку 40 локомотивов производства General Electric. Сделка была заключена еще в 2018 году. По ее условиям до 2034 года Украина получит 225 тепловозов. Экспертов сразу же возмутила цена договора – почти 1 млрд долларов, а также непрозрачная процедура сделки без открытых тендеров, как того требует украинское законодательство о публичных закупках. К тому же, юридическим советником Укрзализныци по работе с General Electric выступила фирма «Астерс». Сейчас данный факт изучают следователи Генеральной прокуратуры Украины.

По условиям контракта с GE первую партию из 30 локомотивов серии Evolution, Украина получила в первом квартале 2019 года. Сборка отдельных деталей тепловозов происходила на базе ПАО «Крюковский вагоностроительный завод». В связи с этим главу правления УЗ Евгения Кравцова засыпали вопросами - почему предприятие решило отдать 1 млрд долларов американской корпорации вместо того, чтобы вложить эти деньги в модернизацию собственных заводов? По подсчетам бывшего замминистра инфраструктуры Владимира Шульмейстра, по цене одного американского тепловоза наши заводы могли бы выпускать сразу три локомотива. Но внятных ответов от топ-менеджмента УЗ так и не последовало. Также неизвестны условия контракта и целесообразность привлекать к сделке юридическую компанию «Астерс» при наличии целого штата собственных юристов.

Что известно о контракте и его участниках?

В соглашении между УЗ и GE участвует еще два игрока. Так, Укрзализныця получает локомотивы в лизинг, это зафиксировано в договоре с государственным ОАО «Укрэксимбанк». Условия и процентные ставки кредита не разглашаются, в Укрзализныце эту информацию называют конфиденциальной.

В 2018 году, сразу после заключения сделки с General Electric, организация «Зализныця без коррупции» оспаривала в Окружном административном суде отказ УЗ предоставить информацию об условиях контракта с банком. Суд обязал УЗ рассмотреть журналистский запрос должным образом и дать четкий ответ на конкретные вопросы, а также предоставить для ознакомления контракт Укрзализныци и «Укрэксимбанка». Однако ЖД монополист решение суда так и не выполнил.

Еще один участник непрозрачной закупки – юридическая фирма «Астерс». Ее специалисты консультировали американскую корпорацию относительно подписания соглашения с «Укрэксимбанком» о купле-продаже первой партии дизельных локомотивов.

Примечательно, что Евгений Кравцов до прихода в УЗ с 2008 по 2014 гг. работал именно в «Астерс» в должности штатного юриста, еще год выступал юридическим партнером компании. А после назначения в Укрзализныцю первую крупную государственную закупку Кравцов провел именно в сотрудничестве с «Астерс».

Сейчас фирма выступает советником Укрзализныци по украинскому и английскому праву относительно размещения еврооблигаций на сумму 500 млн долларов США с доходностью 8,25% и сроком погашения в июле 2024 года.  Об этом сообщается на сайте юридической компании

Евгений Кравцов не спешит разрывать сотрудничество с «Астерс», несмотря на то, что фирма стала фигурантом криминального дела, открытого в начале прошлого года Генеральной прокуратурой Украины. Как известно из решения Печерского суда, вынесенного в рамках судебного расследования, руководство УЗ привлекало советников «Астерс» в деле о реструктуризации евробондов в 2015-2016 гг., имея в своем штате достаточно специалистов в области права и договорных отношений.

Так, еще в 2013 году региональные подразделения «Укрзализныци» привлекли 500 млн долларов займа путём выпуска еврооблигаций компанией-нерезидентом. В 2015 году для реструктуризации еврооблигаций УЗ привлекла французскую компанию Lazard Freres SAS и британскую компанию White & Case LLP в качестве финансового и юридического советников соответственно.

«Следствием установлено, что Lazard Freres SAS» и «White&Case LLP»  не были сторонами по указанным займам. Но на счета названых и привлеченных ими компаний после 25.03.2015 перечислено (Укрзализныцей – Авт.) более чем 2,5 млн долларов. В то же время АО «Укрзализныця», кроме вышеуказанных иностранных предприятий, противоправно привлекла в качестве финансовых и юридических советников отечественные предприятий, предоставляющие аналогические услуги: «Астерс», ООО «Конкорд Кепитал», Orient Capital, D.F. King Limited. На счета указанных предприятий перечислено значительные суммы денежных средств без соответствующего согласования Министерства финансов Украины», - сообщается в судебном решении.

«Когда засекречивается информация, это дает повод подозрениям»

 По мнению Владимира Шульмейстра, сотрудничество «Астерс» и Укрзализныци действительно должны внимательно изучить правоохранительные органы, сделку с General Electric в том числе.

«Пока информация о злоупотреблениях и сделках между УЗ и «Астерс» распространяется на уровне слухов. По факту это политическая коррупция, когда страна декларирует, что развивает свою экономику, а на самом деле покупает то, что могла бы большей частью производить у себя. К этой сделке очень много вопросов. Почему закупка проходила без Prozorro, почему закупались именно эти локомотивы, а не другие. Мы купили дизельные магистральные локомотивы, вместе с тем Украина сейчас идет по пути электрификации. Зачем мы покупаем дизель, если весь мир от этого уходит? И по какой цене мы их купили? Поскольку нет точной официальной информации, мы можем использовать только источники того, что уже GE поставлял в Индию или страны СНГ, цены для нас завышены. Было сказано, что мы получаем кредит – но на каких условиях? Обычно, когда засекречивается информация, это дает повод подозревать, что там не все чисто», - прокомментировал в интервью DATA.UA Владимир Шульмейстер.

Но сотрудничество с General Electric продолжается.

30 декабря Министерство инфраструктуры Украины, Укрзализныця и Wabtec, в состав которого сейчас входит GE Transportation, подписали меморандум о приобретении 40 дополнительных локомотивов General Electric.

Евгений Кравцов объясняет это необходимостью обновить подвижный состав. По его словам, приобретенные локомотивы выполняют около 20% грузовой работы, а также сэкономили УЗ около 100 млн грн. на закупке топлива. Но это не идет ни в какое сравнение с потраченным миллиардом на сделку с многими неизвестными.

Напомним, 23 февраля 2018 года руководство Укрзализныци подписало с корпорацией GE Тransportation рамочный договор о 15-летнем партнерстве по обновлению и модернизации подвижного состава.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.