Несколько недель назад в Украине заработал транспортный портал электронных услуг.  Это общее детище Министерства инфраструктуры Украины и Министерства цифровой трансформации. С его помощью можно оформить онлайн разрешение на международные и негабаритные перевозки, избежав очередей и сбора бумажных документов. На презентацию сервиса собралось около полусотни СМИ, десятки депутатов и представителей бизнеса. Властям удалось создать ажиотаж вокруг появления очередного цифрового продукта в рамках создания Государства в смартфоне, при этом пряча за суматохой информацию о разработчиках и источниках финансирования. Попробуем разобраться, кто же стоит за созданием транспортного сервиса.

Министр цифровой трансформации Михаил Федоров упомянул в комментарии DATA.UA, что центральный компонент портала, где будут сохраняться все данные, разработала общественная организация «Институт аналитики и адвокации».

«МИУ искало общественную организацию, которая возьмет на себя ответственность за разработку такого сервиса. Это золотой треугольник, когда сотрудничают государство, бизнес и общественный сектор. «Институт аналитики и адвокации» нашел для этого донорские деньги», - добавил в интервью DATA.UA советник министра цифровой трансформации Артем Михайлюк.

Что известно о разработчике из Полтавы?

Что же известно об общественной организации «Институт аналитики и адвокации»? Она позиционирует себя как аналитический центр для развития гражданского общества в Украине. Организация зарегистрирована в Полтаве в 2013 году. Большинство ее проектов касаются анализа городских бюджетов, использования денег на Новую украинскую школу и на систему охраны здоровья. На сайте института опубликована информация лишь об одном ІТ-продукте – мобильном приложении Smart City для Полтавы. Теперь организация взялась за создание транспортного сервиса.

Как объяснил в интервью DATA.UA исполнительный директор «Института аналитики и адвокации» Юрий Ромашко, для этого привлекли ІТ-специалистов, с которыми сотрудничали раньше, и кто имеет опыт создания больших информационных систем.

По его словам, институт сам предложил сотрудничество Министерству инфраструктуры, узнав о намерениях создавать транспортный портал. Сейчас организация отвечает за работу электронной товарно-транспортной накладной. Это часть транспортного сервиса, запущенная в качестве эксперимента.

«МИУ наше предложение поддержало. В целом мы вышли к министерству с предложением помочь и привлечь международных партнеров», - добавляет Юрий Ромашко.

Кто же профинансировал пилотный проект с е-ТТН, Юрий Ромашко не комментирует, советует обратиться с этим вопросом позже, поскольку впереди еще 6-7 месяцев реализации эксперимента, когда коммуникация с донорами якобы будет в активной фазе.

На сайте института упомянуто несколько международных организаций, с которыми он сотрудничает. Среди них Фонд «Сорос-Кыргызстан», Prozorro, Программа развития ООН, Немецкий фонд Маршалла США и Программная ассоциация за открытое общество. Возможно, кто-то из них стал спонсором создания транспортного портала.

Минусы донорской помощи

История с транспортным сервисом немного напоминает запуск мобильного приложения для электронных водительских удостоверений и техпаспортов. В обоих случаях ІТ-продукты для государства разработали якобы на волонтёрских началах частные организации, чтобы потом передать разработки на баланс ответственных министерств. Вроде бы никаких рисков, но недомолвки правительства, каким образом выбирались компании и за чьи деньги создаются цифровые продукты, все же вызывают сомнения.

«Я могу только приветствовать поддержку донорами изменений в Украине. Но есть риски. Они возникают не по факту предоставления помощи, в том числе через гражданское общество, а из-за сомнительной практики. Например, если иностранная программа вместо предоставления поддержки инициативам переходит к поддержке собственной деятельности, а фактически создает монополиста в отдельном сегменте. На мой взгляд, это сомнительная практика с негативным влиянием. Зачастую самые большие риски возникают тогда, когда со стороны власти создается шум оваций, чтобы не слышать и не реагировать на неудобные вопросы и избегать полноценных обсуждений», - прокомментировал в интервью DATA.UA СЕО проекта Civil Society app Вадим Георгиенко.

Почему не стоит брать пример с Prozorro?

Артем Михайлюк уверяет, что никаких рисков не существует. Транспортный портал будет передан на баланс Минцифры или Мининфраструктуры (кому именно, вопрос еще открыт). По его словам, разработчик передаст государству все авторские и имущественные права, как было с системами Prozorro и HELSI.me. Но примеры не совсем удачные. Работой созданного медицинского сервиса недовольны врачи, в основном из-за его малофункицональности. А систему Prozorro недавно признала неэффективной Счетная палата Украины.

«Заявления правительства о том, что электронная система публичных закупок за время функционирования сэкономила государственном бюджету по разным оценкам миллиарды гривен, не нашли подтверждения во время аудита», - говорится в отчете Счетной палаты.

Напомним, в 2016 году общественная организация «Transparency International Ukraine» разработала онлайн-портал для проведения государственных закупок и передала ресурс на баланс Министерства экономического развития. В министерстве систему закупок передали ГП «Прозорро». Новое предприятие создали на основе ГП «Зовнішторгвидав України». Таким образом государство не потратило ни копейки на появление онлайн-портала, а ГП «Прозорро» за пару лет смогло превратиться из убыточного в прибыльное. Но превращение трудно считать прозрачным.

Как отмечают аудиторы, несмотря на улучшение финансового положения, предприятие стало платить меньше налогов в бюджет. ГП «Прозорро» зарабатывает на платном доступе к онлайн-площадкам для проведения закупок. Также проводит много тендеров на поддержку системы Prozorro, большинство которых выигрывает одна и та же компания - ООО «МК-Консалтинг общество с ограниченной ответственностью». Фирма создана всего два года назад, из ее контактов только номер мобильного и электронная почта. Клиенты фирмы – ГП «Прозорро», «Transparency International Ukraine» и фонд «Евразия». Кстати, этот фонд упоминается в отчете Счетной палаты.

«Рrozorro зависит от внешнего финансирования. Так, телекоммуникационные услуги оплачивает фонд «Евразия». По состоянию на 31.06.2018 получено услуг на 436,5 тыс. грн. Услуги по созданию резервной площадки также финансируются фондом «Евразия». Сумма договора – 3 млн. 960 тыс. грн. В случае прекращения внешнего финансирования существуют риски необходимости поиска альтернативных источников, в том числе из государственного бюджета», - подытоживают аудиторы.

При этом имущественные права и права интеллектуальной собственности на Prozorro до сих пор принадлежат «Transparency International Ukraine». Система находится в исследовательской эксплуатации из-за отсутствия аттестата соответствия комплексной системы защиты информации АИС Prozorro. Как считают аудиторы, из-за этого система уязвима к кибератакам и несанкционированному вмешательству, что ставит под сомнение прозрачность процедур публичных закупок.

               

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.