В правительстве уже много раз говорили об увольнении главы правления Укрзализныци Евгения Кравцова. Когда именно это произойдет – вопрос открытый. А вот за что, аргументы чиновников не меняются, – масштабные финансовые злоупотребления на предприятии. Премьер-министр Алексей Гончарук сначала заявлял о «дикой» коррупции в УЗ. Вскоре его поддержал министр инфраструктуры Владислав Криклий, анонсируя увольнения Кравцова в ближайшее время. Глава УЗ в свою очередь уверяет, что госмонополист – больше не кормушка, а мутным схемам положен конец.

Чтобы укрепить свои позиции, Кравцов заявляет о новых антикоррупционных инициативах. Теперь грузоперевозки переходят в систему «Prozorro.Продажи». Но поможет ли это преодолеть коррупцию?

«Выставляем все вагоны на ProZorro. 100% полувагонов, зерновозов, цементовозов и другого подвижного состава УЗ будем реализовать через официальную площадку. Никакого ручного управления и разговоров о теневом рынке. Все просто. Мы получаем максимально прозрачный экономический эффект, а рынок – четкий механизм раздела подвижного состава», - заявил Евгений Кравцов на своей странице в Фейсбук. 

По его мнению, это поможет преодолеть многолетние коррупционные схемы. На самом деле перевозчики давно упрекают УЗ в несправедливом распределении грузовых вагонов, а также в коррупции при транспортировке грузов железной дорогой. За ускорение доставки, погрузку и разгрузку вагонов на станциях, быструю подачу вагона приходится платить нужным людям.

По подсчётам ОО «Центр развития логистики», в год УЗ недополучает 750 млн грн. из-за откатов в распределении вагонов. При этом вся процедура заказа вагонов для грузоперевозок по железной дороге четко изложена в соответствующих правилах. Знал ли о нарушениях и схемах менеджмент Укрзализныци? Вопрос риторический. Поможет ли система «Prozorro.Продажи» решить проблему? Однозначного ответа нет.

Через «Prozorro» уже проходят другие закупки Укрзализныци. Как показывает практика, к торгам, соответственно и государственным деньгам, все равно допускаются сомнительные компании, нарушаются правила конкуренции и нормы закона о публичных закупках. Укрзализныця постоянно оказывается в эпицентре коррупционных скандалов. Только за последнюю неделю стало известно о нескольких непрозрачных договорах. УЗ собиралась приобрести уголь в ООО «Раксел», зарегистрированного год назад с капиталом 1 тыс. грн., а местом происхождении угля указывалась Россия. Из-за огласки торги отменили.

Еще один скандал касался закупки запчастей через фирму-посредника на сумму 7, 5 млн грн. Победителем торгов стала фирма «Омега Алькор». Судя по жалобам от других участников тендера, технические требования были специально выписаны под нее.

Евгений Кравцов продолжает объяснять, что схемы и откаты в прошлом. Чтобы окончательно перейти на «ProZorro.Продажи» и искоренить коррупцию, осталось сделать последний шаг: доработать программные продукты для синхронизации данных перевозчика с электронной торговой системой. После этого клиенты могут быть уверены, что получат вовремя комплексную услугу.

Пока что факты доказывают обратное. В 2018 году УЗ начала выставлять в качестве эксперимента вагоны для перевозки зерновых в «Prozorro.Продажи». Недавно Константин Напий, руководитель INDY Logistics LLC, рассказал о вопиющем нарушении со стороны руководства Укрзализныци. Заранее спланированные декабрьские маршруты перевозки зерновых менеджеры УЗ резко изменили без каких-либо предупреждений.

«Полноценный переход на «Prozorro.Продажи» также ничего не изменит. Не может главный коррупционер Укрзализныци эффективно бороться с коррупцией. Мы уже слышали о многих инициативах, направленных на борьбу с коррупцией именно с грузовыми перевозками. Одна инициатива меняется на другую, при этом ситуация только усугубляется. Сначала запустили систему электронного распределения вагонов, уверяя, что это панацея, а человеческий фактор будет минимизирован. Теперь оказывается, что это не помогло. Потом нам говорили, что маршрутные отправки зерна будут без коррупции – также ничего не помогло. Сейчас происходит очередная имитация бурной деятельности Кравцова, чтобы уберечь кресло. Каждый месяц, проведенный на этой должности, это 40 тысяч долларов зарплаты. Поэтому с нынешним менеджментом предприятие точно не будет двигаться к прогрессу», - прокомментировал в интервью DATA.UA экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.

Тем временем Евгений Кравцов уведомил Владислава Криклия, что на следующей неделе наблюдательный совет рассмотрит вопрос о его увольнении, а также проанализирует деятельность правления компании. В таком случае наблюдательный совет должен обязательно обратить внимание на то, что назначение Кравцова проходило без открытого конкурса. Иначе это просто игра на публику.

 

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.