Снятие депутатской неприкосновенности и громкое задержание Ярослава Дубневича, обыски в доме его брата Богдана встревожили руководство Укрзализныци. Да так, что на официальной Фейсбук-странице ведомства появился инфантильный пост о том, как «зализомен» побеждает братьев «Дубоскрепов», которые много лет поставляли Укрзализныци некачественные скрепления по завышенным ценам.

Почему же топ-менеджмент УЗ ранее столь рьяно не обличал тех самых «проходимцев»? Возможно изменение риторики связано с грядущим разделением железнодорожного монополиста на три компании и туманными перспективами самого главы правления Евгения Кравцова?

Напомним, Генеральная прокуратура обвиняет бывшего главу транспортного комитета ВР, народного депутата Ярослава Дубневича в нанесении убытков УЗ на сумму 93 млн 277 тыс. грн. через закупку стрелочных переводов по завышенным ценам. Компании братьев Дубневичей много лет выигрывали большинство тендеров по закупке деталей для Укрзализныци.

Цены на товары предлагались выше рыночных, но это не мешало им становиться победителями. Раньше бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян упрекал руководство УЗ, что склады предприятия забиты ненужными деталями от компаний Дубневичей, а в торгах присутствует коррупционная составляющая.

«КРАВЦОВ В ОЧЕРЕДНОЙ РАЗ ЛАВИРУЕТ МЕЖДУ ГРУППАМИ ВЛИЯНИЯ НА УЗ»

В своих интервью Евгений Кравцов уверяет, что Укрзализныця прекращает закупать продукцию у «Корпорации КРТ», связанной с братьями Дубневичами, из-за коррупции в тендерах, и уходит от влияния львовских бизнесменов. 

В экспертном сообществе считают, что такими заявлениями глава УЗ просто пытается отвести от себя подозрения и убедить новую власть, что о схемах ничего не знал и предотвратить их не мог. Хотя в должности главы правления УЗ Кравцов работает два года. До этого в промежутке с 2015 до 2017 гг. он побывал советником гендиректора Укрзализныци, начальником Департамента реформирования и корпоративного развития, членом правления и главой наблюдательного совета.

«Сейчас Кравцов пытается делать те вещи, которые надо было делать раньше. При команде «Зе» он хочет бороться с коррупцией на закупках от Дубневичей. С этим действительно надо бороться. Но в правлении УЗ Кравцов уже лет шесть, начиная с должности юриста, он всю эту кухню знает, а сейчас в очередной раз лавирует между группами влияния на Укрзализныцю. Надо понимать, что в период активных закупок от братьев-бизнесменов УЗ была под контролем 4-5 политических и финансовых групп. Кравцов появился здесь от одной политической группы, но лавировал между другими. На тот период Дубневич был главой транспортного комитета ВРУ. Кравцов, как политический деятель, подписывал то, что надо было. Если речь шла о документах для Дубневичей, подписывал их без труда. Сейчас политический расклад поменялся. Кравцов крутится вокруг министра инфраструктуры Владислава Криклия, потому что УЗ подчинили этому ведомству. Это уже его третья политическая перебежка», - комментирует член железнодорожного комитета экспертного совета при МИУ Валерий Ткачев.

СКОВАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

Участие компаний Дубневичей в тендерах УЗ – это отдельна история, которую должны изучить в деталях правоохранительные органы, как и связи братьев с руководством Укрзализныци. Генпрокуратура в своём обвинении к Ярославу Дубневичу указывает на его непосредственную связь с должностными лицами Укрзализныци, которые анализировали спрос и цены на рынке стрелочных переводов и при их соучастии компании бывшего главы транспортного комитета ВР побеждали в тендерах. А Евгений Кравцов подписывал сомнительные контракты между УЗ и компаниями Дубневичей.

«На бумаге тендера УЗ всегда были прозрачные и понятные, но условия участия в тендерах прописывались под конкретных поставщиков и изготовителей. Ведь при желании и нужной команде менеджмента самую лучшую тендерную систему можно обыграть и обмануть. Например, есть политическая договоренность, чтобы Дубневич поставлял такие-то детали, значит, технические условия готовятся так, что под эти критерии подходит только Дубневич. Даже если кто-то даст цену меньше, тендерная комиссия скажет, что по техническим параметрам это не подходит. Конечно же, Евгений Кравцов не мог об этом не знать», - добавляет Валерий Ткачев.

Например, в октябре 2017 года, когда Кравцов уже возглавил правление, Укрзализныця завершила тендер на закупку запчастей на 1,03 млрд грн.  Один из 90 лотов выиграла ООО «Крендлз». Это одна из фирм-дилеров Дубневичей, которые зачастую выступают посредниками в закупках стрелочных переводов, а также поставляют рейковые крепления КПП-5, запчасти для ремонта вагонов и тепловозов. «Крендлз» раньше не принимала участия в подобных торгах.

Сейчас растрату денежных средств Укрзализныци во время закупки стрелочных переводов в упомянутой компании изучает НАБУ, открыто уголовное производство. По данным следствия, стоимость продукции была завышена на 40 % из-за участия в тендере подставных компаний.

Позже Кравцов заявил, что УЗ впервые закупит стрелочные переводы напрямую у производителя ЧАО «Днепропетровский стрелочный завод».  Но Укрзализныця снова подписала контракты с фирмой-посредником – ООО «Крендлз».

В августе 2019 года после смены власти Кравцов заговорил о расставании с Дубневичами, но филиал «Центр обеспечения производства» УЗ  все равно подписал контракт с ООО «ВМ Трейдер» - очередной фирмой-посредником из орбиты братьев Дубневичей.  «ВМ Трейдер»  выиграл тендер на поставку рейковых крепежей на 21 млн 612 тыс. грн. Проведением тендера заинтересовалась Государственная аудиторская служба, поскольку торги проходили с нарушениями. Оба участника, ООО «Ланис Трейд» и «ВМ Трейдер», неправильно подготовили документацию. По итогам аудита, УЗ должна была отклонить заявки обоих. Но в правлении госпредприятия опять закрыли глаза на нарушения.

С одной стороны, поломать схему труднее, чем создать. Но когда ничего не хочется менять, значит всем так выгодно. При этом руководство УЗ продолжает жаловаться на недофинансирование отрасли, одновременно теряя миллионы на сомнительных тендерах.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.