В начале этого года в платёжках киевлян за коммунальные услуги вместо привычных реквизитов КП Главный информационно-вычислительный центр «ГИВЦ» появилось ООО «ФК ГЕРЦ», зарегистрированной в Одессе. Чтобы понять, почему оплата за предоставленные Киевом услуги поступает на счета иногородней фирмы, киевляне начали оставлять запросы на горячую линию КГГА «1551». Ответа ждут до сих пор. Тем временем ГЕРЦ вытеснил ГИВЦ уже из квитанций по оплате проезда в общественном транспорте через Kyiv Smart Card. Каким образом одесская фирма появилась в киевских платежках за коммуналку и е-билет?

ЗАГАДОЧНЫЙ ГЕРЦ

Напомним, КП «ГИВЦ» принимает платежи от населения за разные виды жилищно-коммунальных услуг. С ним сотрудничают все ОСМД и управляющие компании, заменившие бывшие ЖЭКи. Раньше ГИВЦ сам собирал деньги за коммуналку с потребителей и перечислял на счета предприятий, поставляющих услуги. Зачем Главному информационно-вычислительному центру понадобился посредник, у которого нет даже представительства в столице и горячей линии, чтобы у горожан была возможность оставить жалобу или задать вопрос?

Зато на сайт ГЕРЦ есть полный перечень коммунальных предприятий столицы, которые поставляют услуги киевлянам. Среди них «Киевводоканал», «Киевтеплоэнерго» и прочие компании, которые поставляют услуги Киеву, а не Одессе. То есть деньги попадают на счета ГЕРЦ транзитом.

В новостях компании есть и не менее интересные данные. Через сайт можно приобрести парковочный талон для…Киева. Его доставят вам прямо домой почтовые сервисы. Даже пополнить Kyiv Smart Card и приобрести QR-билет, который в столице не сыщешь днем с огнем, можно на сайте одесской ГЕРЦ.

По словам депутатам Киевсовета Владимира Левина, компания ГЕРЦ сегодня занимает лидирующие позиции во всех тендерах, связанных с проектами Smart City, однако проводятся они непрозрачно. Например, в начале этого года ГИВЦ заключил с одесской фирмой договор на 7 млн грн. на выдачу лицензии на пользование автоматизированной системой приема и учета коммунальных платежей – АСОП. В 2018 году эта же услуга обошлась ГИВЦ в 10 млн грн. Два года подряд договора заключались без открытых торгов с заведомо известным победителем.

 

«Таким образом создана компания с монопольным положением на рынке по платежу за коммунальные услуги. Вы это можете увидеть в своих платежках. Еще во время голосования о разрыве договора с ПАТ «Киевэнерго» в 2017 году, вторым пунктом этого решения было создание единого окна на базе КП «ГИВЦ» по приему платежей (единая коммунальная квитанция). Но возникла ситуация, когда заместитель главы КГГА Петр Пантелеев уговорил депутатов не голосовать за этот пункт. Решение проголосовали без пункта о создании единого центра по сбору платежей на базе КП «ГИВЦ». Компания ГЕРЦ до сегодняшнего дня выдает электронный ключ доступа к информации пользователя на сайте ГИВЦ», - прокомментировал Владимир Левин в интервью DATA.UA.

Раннее этим вопросом заинтересовался народный депутат и бывший министр ЖКХ Алексей Кучеренко. Он подготовил депутатский запрос в КП «ГИВЦ», на имя мэра Виталия Кличко, в котором попросил прояснить ситуацию с процедурой организации расчетов потребителей с коммунальными предприятиями. Кучеренко подозревает, что появление в платежках одесской фирмы нужно для дублирования функций между ГИВЦ и ГЕРЦ, то есть у Киева появилось две организации, исполняющие одни и те же функции, в первую очередь - обслуживание личных счетов и расщепления платежей.

БИЛЕТНАЯ СХЕМА

На официальный запрос DATA.UA в КП «ГИВЦ» ответили, что компания как субъект хозяйствования состоит в договорных отношениях с разными банками и финансовыми учреждениями для приема и перевода денег потребителей за жилищно-коммунальные услуги. Одним из таких учреждений стал ООО «ФК ГЕРЦ». При этом в ГИВЦ уверяли, что никаких реквизитов ГЕРЦ на киевских платежках нет. Но в личном кабинете пользователя на сайте ГИВЦ в последней квитанции по оплате электроэнергии отображается именно одесская компания, как получатель средств.

Появление «ФК ГЕРЦ» в квитанциях на покупку билетов через Kyiv Smart Card в ГИВЦ объясняют тем, что компания является одним из агентов по продаже е-билетов, например, как КП «Киевский метрополитен».

Владимир Левин утверждает, что объяснения ГИВЦ не соответствуют действительности. В 2016 году Киев приобрел за 365 млн грн. оборудование и программное обеспечение для внедрения е-билета. Город принял на баланс только оборудование и тестовую версию программного обеспечения.

«Потом переписали тестовую версию, я так понимаю, под компанию ГЕРЦ и украденный в конце 2018 года у инвестора проект «Карточка киевлянина», сделали это якобы своей внутренней системой, а вход в систему для оплаты денег отдали той же компании ГЕРЦ сроком на 70 лет. Это чистая махинация для сокрытия фактических данных по поступлению денег от использования транспорта в городе Киеве», - считает Левин.

ГЕРЦ принимает активное участие в процедурах запуска е-билета и в других городах. Летом СМИ Хмельницкого рассказывали о скандале с поиском инвестора для запуска е-билета. В Хмельницком городском совете провели конкурс всего лишь с одним участником, который и стал победителем. Речь идет о той же компании ГЕРЦ. За разработку программ и поставку оборудования для единого проездного фирма будет получать 6,75% комиссии от продажи электронных билетов. Местные эксперты подсчитали, что в год заработок одесской компании составит 62 млн грн. при нынешних тарифах на перевозки. Какой процент получает ГЕРЦ в Киева – официальной информации нет.

«Из-за этих махинаций Киеву для поддержания транспортной инфраструктуры (зарплата, закупка и ремонт подвижного состава и прочее) приходится компенсировать за счет городского бюджета льготный проезд через программу «Турбота» в сотнях миллионах гривен. Мы осуществляем компенсации льготного проезда, за который мы не должны платить. В прошлом году на компенсациях, которые нам не смогли подтвердить, потеряли 300-350 млн грн. Думаю, аппетиты лиц, связанных с компанией ГЕРЦ, не уменьшатся. И еще очень интересный факт - Киев не направляет соответствующие обращение для компенсации проезда государственных льготников в КМУ и Минфин, потому что тогда государство буде проверять, как потрачены их деньги, и может в процессе обнаружить очень неприятные факты, связанные с КП «ГИВЦ» и компанией ГЕРЦ», - резюмирует Владимир Левин.

ГЕРЦ и Ко

В своем родном городе ГЕРЦ также собирает платежи у населения за коммуналку и претендует на роль инвестора для запуска электронного билета. Эту функцию ГЕРЦ передал компании ООО «Одесская городская карта», которую создал вместе с фирмой «Телекарт-прибор». Все фирмы зарегистрированы по одному адресу – улица Еврейская, 2А. 

Что интересно, в Одессе, как и в Киеве, власти отложили запуск е-ticket. Если в столице это мотивируют нерешенным вопросом с перевозкой льготных пассажиров, то в Одессе камнем преткновения стало как раз участие в торгах фирмы «Одесская городская карта». Тендер на закупку оборудования и программного обеспечения для е-проездного проводился только с одним участником – ООО «Одесская городская карта». Она же была признана победителем. В законности тендера засомневалось областное территориальное отделение Антимонопольного комитета. Здесь считают, что условия конкурса по выбору инвестора для е-билета были выписаны под конкретную компанию. В связи с этим рекомендуется провести новый конкурс в соответствии с законодательством.

Вопросы к тендеру возникли также у Европейского банка реконструкции и развития. Именно эта структура финансировала закупку новых троллейбусов для Одессы, поэтому масштабные изменения город должен согласовывать с кредиторами. Сейчас одесские чиновники ожидают заключения ЕБРР о целесообразности проекта.

Несмотря на сомнительную репутацию одесской компании и ее желание стать национальным монополистом в сфере приема коммунальных платежей, Киев все же связал себя с ГЕРЦ тесными узами. Причем на долгих 70 лет. Вопрос только - зачем?

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.