Эксклюзив
"Укрзализныця" повыcила тарифы на грузоперевозки: кто выиграет, а кто проиграет?
Прочтение займет 8 минут

"Укрзализныця" проиндексировала тарифы на грузоперевозки на 14,2%. На привлеченные средства УЗ рассчитывает обновить свои фонды, которые давно в критическом состоянии. Бизнес же воспринял новость об индексации с настороженностью — некоторым грузоотправителям придется сократить производство из-за невозможности вывезти свою продукцию. Да и качество предоставляемых услуг «Укрзализныци» оставляет желать лучшего.

УЗ отчитывается

Уже не первый год УЗ пытается уйти от словосочетания "поднятие тарифов" и заменить его "индексацией". В чем разница? Если предыдущие повышения «Укрзализныця» высчитывала самостоятельно, то на этот раз поднять тарифы хотят на индекс цен производителей (ИЦП) промышленной продукции, а это — величина известная, зафиксированная в Государственной службе статистики.

В Украине существует усредненный показатель роста товаров и услуг — это индекс цен производителей. Именно на этот показатель УЗ и ориентируется.

Если брать позицию ж/д ведомства относительно повышения, то основная причина — рост основных статьей расходов УЗ и необходимость в капитальных инвестициях. В "Укрзализныце" не единожды жаловались на удорожание себестоимости грузоперевозок за счет роста основных фондов потребления УЗ.

"Если взять цены от момента последнего повышения тарифов осенью 2017 года, то дизельное топливо, по официальным данным, выросло в цене в среднем на 22%, электроэнергия — на 23%, средняя ЗП — на 24%, стоимость металла и основных ремонтных средств — на 16,7%. Эти показатели дают представление об 85% себестоимости ж/д компании. При сравнении по элементам себестоимости, мы имеем рост более чем на 23%», — утверждает глава правления УЗ Евгений Кравцов.

Если говорить о капинвестициях, то следует вспомнить катастрофический износ основных фондов УЗ. Так, по данным Uaprom.info, уровень износа всех 21,7 тысяч км путей "Укрзализныци" в целом уже достиг 50%, а полной реконструкции требуют 27% всех магистралей.

По данным на 2017 год износ локомотивов составляет от 80 до 99%, а износ грузовых вагонов — более 90%.

Данные

Бизнеса против

Бизнес весьма критически воспринял инициативу «Укрзализныци». Хоть УЗ и проводит программы по капинвестициям, это, в сравнении с хроническим недофинансированием отрасли и постепенным старением всех фондов, лишь "капля в море".

Так, в интервью DATA.ua директор по экономике и финансам компании "Интерпайп" Денис Морозов заявил, что любое повышение должно под собой подразумевать какие-то действия взамен.

"Проблема «Укрзализныци» в том, что в ж/д ведомстве хотят просто поднять тариф, но это не решение проблемы. Что в ведомстве предложат взамен? Как поменяется ситуация с подвижным составом? Как изменится скорость доставки грузов? Если мы на этом заработаем и нам это принесет экономический результат, то мы готовы платить. Но если поднять тариф и оставить все на текущем уровне, то это бессмысленно. Тогда эти деньги, которые получит УЗ, ничего не дадут рынку", — отмечал он.

Вместе с тем один из крупнейших клиентов УЗ — Ferrexpo — говорит о вынужденном  снижении объемов производства окатышей из-за того, что компания попросту не сможет его вывезти. Причина тому — нехватка вагонов, локомотивов и "забитости" западных переходов.

"И дело не только в вагонах и локомотивах — на сегодня "забиты" западные переходы, они не могут переваливать больше. Кроме того, через порты вывозить их тоже нельзя — порты загружены. Есть вариант отправки груза в порт "Измаил" — он готов принимать больше, однако "Укрзализныця" не сможет туда доставить грузы. В порт идет не электрифицированная "однопутка", которая в летний сезон отдыха "забита" дополнительными пассажирскими поездами", — заявляли в Ferrexpo.

Не увидели улучшений со стороны ж/д компании с момента последнего повышения и в «Укрметаллургпроме». Более 43% грузов, которые перевозит «Укрзализныця», — это грузы горно-металлургического комплекса, а основные клиенты — рудная и металлургическая отрасли. По данным "Укрзализныци", руда занимает около 40% перевозок железной дорогой. В этом секторе есть три больших игрока — Метинвест, Ferrexpo и "АрселорМиттал Кривой Рог".

"В этом отношении решение «Укрзализныци» повысить тарифы немного настораживает, потому что за последний год мы не увидели большого прогресса в увеличении эффективности работы «Укрзализныци», — заявил глава объединения «Укрметаллургпром» Александр Каленков.

Есть еще один интересный момент. В финплане на 2019 год УЗ заложила 18,02 млрд грн. А проектом плана на 2018 год предусматривалось освоение капитальных инвестиций на сумму 26,95 млрд грн, тогда как Кравцов отчитался, что капинвестиции с последнего повышения тарифов составили 20 млрд грн.

Что делать?

Конечно, единой формулы счастья для "Укрзализныци" нет. Не спроста ведомство называют "коровой, которую много лет доят".

Эксперты рынка расходятся во мнениях. Так, экс-заместитель министра инфраструктуры, транспортный эксперт Александр Кава сообщил, что текущее повышение ж/д тарифов не скажется критически на грузоотправителях. В Украине эти тарифы существенно ниже, чем в европейских странах, а бизнесу нужно понимать, что УЗ должна не поддерживать бизнес олигархов, а сосредоточиться на своих фондах.

Вместе с тем глава Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко отмечает, что повышение все же ударит по рынку, в основном по экспортным отраслям.

"Повышение тарифов сократит инвестиционные ресурсы грузоотправителей. Во-вторых, все грузоотправители понимают, что повышение не скажется на качестве услуги… Грузоотправители просто потеряются в балансе УЗ", — отметил Криворучко.

Бизнес ожидает хотя бы частичного улучшения качества услуг. Но справится ли УЗ на этот раз со своими проблемами?

448