Украина остро нуждается в замене устаревшего парка общественного транспорта. Если следовать мировым трендам, то пополнять парк необходимо электрическим транспортом - это и экологичней, и экономней. Сможет ли Украина наладить  производство электробусов и насытить ими внутренний рынок? Эту тему обсуждали эксперты автопрома и пассажирских перевозок в ходе выставки City Trans Ukraine 2019, которая проходит 28-29 марта в Киеве.

Украина vs электробусы

Эксперты считают, что именно клановость отечественной экономики не позволяет бизнесу заниматься производством конкурентных вещей. У нас отсутствует долгосрочное планирование, доминируют ситуативные интересы.

«Украине важно начать двигаться эволюционно, а не революционно. Понятно, быстро мы не наладим и производство, и рынок для перехода на электробусы», - сказал исполнительный директор НТЦ «Энергетика и экология» Константин Автономов.

При этом Украина и Беларусь лидируют в рейтингах по количеству смертельных болезней среди стран Европы из-за плохой экологии, заявил главный конструктор НТПЦ «Белкоммунмаш» Олег Бицко.

Кто задает тон на мировом рынке электробусов?

90% электробусов в мире производит Китай. 10 основных игроков местного рынка выдают порядка 10 тысяч единиц транспорта в месяц. Украине, чтобы заменить весь изношенный общественный транспорт, необходимо именно столько.

В первую очередь китайский автопром насышает рынки Евросоюза и США. Китайский производитель электромобилей BYD даже открыл в Венгрии свой первый европейский завод по производству электрических автобусов.

Почему Украина не переходит на электробусы?

У Украины был опыт производства электробусов. В декабре 2017 года львовский завод «Электрон» провел испытания одноименной 12-метровой модели. Тогда в поездке на первом и единственном электробусе made in ua  были замечены руководители страны и Львова.

Однако уже в 2018 году городские власти Львова договорились о покупке 150 автобусов с двигателем внутреннего сгорания, 50 из которых заказали у местного производителя «Электронтранс», а еще 100 – у белорусского МАЗ.

По словам Александра Погорелова, генерального директора «Юниверсал Моторз» (дистрибьютор ЗАЗ), украинский производитель готов перейти на производство экологического транспорта, но стоит учитывать, что минимальная цена электробуса составит порядка $200 тысяч, а перевозчики не готовы к таким инвестициям. К примеру, цена пригородного автобуса ЗАЗ модели А08 – около $50 тыс.

«У нас даже были случаи, когда перевозчик за доплату просил переоборудовать обычный автобус со стандарта Евро-4 на Евро-2, чтобы снизить расходы. Это все, что надо понимать об украинском рынке пассажирского транспорта», - рассказал во время выставки президент украинской корпорации «Эталон» Владимир Бутко.

Местный автопром может переориентироваться на производство электробусов, но для этого критически важно, чтобы государство поддержало «зеленый» общественный транспорт. В сегодняшних же реалиях в Украине не существует ни одной государственной программы, которая стимулировала бы эту нишу.  

Мировой рынок электротранспорта будет развиваться куда более интенсивно. Норвегия, к примеру, обязалась до 2025 года полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. А Швеция, Дания и еще ряд стран объявили, что сделают это до 2030 года.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.