Остановка поставок реактивного топлива «Белорусской нефтяной компанией» в Украину не приведет к задержке рейсов. До урегулирования ситуации авиаперевозчики могут обратиться к другим поставщикам, которые работают в стране. Об этом в интервью DATA.UA рассказал секретарь Общественного совета Госавиаслужбы Богдан Долинце.

«В Украине действует 4-5 разных поставщиков,  соответственно, компании могут обращаться к любому из них и на рыночных условиях заключать договора и оплачивать необходимое им количество авиатоплива. Поставки из Белоруссии периодически приостанавливаются. В прошлом году были случаи прекращения поставки топлива из-за несоответствия топлива украинским требованиям», - говорит он.

Ситуация с белорусскими экспортерами - сигнал о том, что предложенные Кабинетом министров изменения в Налоговый кодекс,  касающиеся  акциза на авиационное топливо, требуют доработки. Проблема заключается в отсутствии четких правил со стороны Государственной фискальной службы (ГФС) Украины, процедуры регистрации налогового векселя, который позволяет растамаживать авиационное топливо, используемое по назначению, по базовой ставке акцизного налога евро 21/тыс. л. В противном случае компания должна заплатить за растоможку в 10 раз больше.

«Теперь когда поставщик завозит топливо, он должен положить вексель в банк. По сути это банковская гарантия того, что компания использует топливо по назначению. Затем компания платит пониженную ставку акциза,  используя  этот вексель. После продажи топлива  компания должна предъявить пакет документов, который подтверждает целевое использование этого топлива. У белорусов возникли проблемы с тем, что документы, которые они предоставляют,  налоговая служба не хочет признать. Кризис на ровном месте, которого можно было бы избежать, система функционирует уже 2 месяца», - говорит  директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

Причиной  разногласий между ГФС и БНК стал порядок заправки авиатопливом с привлечением сторонних компаний без перехода права собственности на авиатопливо.  При этом ранее в ГФС утверждали, что такой механизм не является нарушением.  Кроме того, по такому принципу работает  и крупнейший поставщик авиационного топлива «Укртатнафта».

«БНК необязательно сама должна заправлять в крыло самолета, так как для этого необходимо иметь сертификацию аэропорта, различные допуски, которые имеют специализированые компании, работающие в аэропортах. Так, в «Борисполе» работает АМИК, АТЗК, Балтик Граунд Сервис. Сервисы оказывают услугу по заправке самолета, но право собственности на топливо к нему не переходит», -  говорит Сергей Куюн.

В дальнейшем уменьшение количества поставщиков на рынке может привести к росту цены на авиатопливо и авиаперевозки.

«Такие ситуации, когда приостанавливается поставка топлива, как это было в прошлом и позапрошлом сезонах, могут провоцировать кратковременные скачки стоимости топлива», - говорит Богдан Долинце.

По словам Сергея Куюна, это негативно повлияет на конкуренцию украинских авиакомпаний на рынке.

«Есть дискомфорт с векселями - компания должна замораживать огромные средства в банках, и естественно, все заемные деньги, на которые идут проценты, в итоге будут перекладываться на стоимость топлива. Таким образом, услуга заправки будет дорожать и  снижать конкуренцию украинских компаний, которая и так невысокая из-за налоговой политики и некоторых рыночных факторов», -  говорит он.

Как сообщалось ранее, одной из причин высокой цены на авиатопливо является его нецелевое использование. Недобросовестные предприниматели из-за десятикратной разницы в ставках акциза на аиакеросин и дизельное топливо смешивают эти компоненты и продают на автомобильных заправочных станциях (АЗС).

Частично решить проблему должны изменения в Налоговый кодекс, которые предусматривают десятикратное увеличение ставки акциза на авиационный керосин, используемый не по назначению.

Теперь чтобы растаможить авиационный керосин по базовой ставке 21 евро/тыс. л, импортер обязан подтвердить, что топливо будет использоваться для заправки самолетов или поставки для Минобороны и Госрезерву, а также оформить налоговый вексель. В случае, если компания не подтверждает целевое использование авиационного керосина, то платит за растаможку 210 евро/тыс. л.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.