С момента принятия Закона об электронном билете в общественном транспорте прошло чуть более двух лет. Порядка десяти городов Украины полностью реализовали новую систему учета оплаты проезда. Однако е-билет пока не стал массовым явлением в украинских городах из-за дороговизны реализации - далеко не все муниципалитеты в состоянии себе это позволить. Отсутствие соответствующего законодательства, регламентирующего льготный проезд, нежелание частных перевозчиков выходить из тени также приводит к тому, что в общественном транспорте по-прежнему «передают за проезд».

«Сейчас крупнейшие города, в том числе Киев, Харьков, Одесса, Львов, Житомир, Днепр и другие реализовали это решение. Наибольшей проблемой оказался вопрос, каким образом решать это с фискальной службой. Потому что с одной стороны законодательство предусматривает существование электронного билета, с другой – очень много моментов по фискализации возникает. Необходимо ли фиксировать налоговой момент валидации поездки городской или банковской картой? Будет ли это учитываться, как фискальная операция и будет ли предоставляться чек?», - рассказал Фарид Сафаров, и. о. генерального директора Директората государственной политики в сфере цифровой инфраструктуры на транспорте и услуг почтовой связи Министерства инфраструктуры Украины во время дискуссии  в Украинском кризисном медиа-центре.

В случае с Киевом, проект е-билета до сих пор работает в тестовом режиме из-за масштабов города, считает Фарид Сафаров. Вторым проблемным моментом является вопрос монетизации льгот. Кроме того, национальное законодательство гарантирует льготный проезд по всей стране, но на практике возникает правовая коллизия, когда существует распоряжение местных властей в формате муниципальных карт, которые оставляют жителей других городов без льготы вне дома.

«Здесь образцовым является инструмент, который внедряет Киев. Потому что они создают транспортную карточку, которая будет базироваться на Карточке киевлянина, с другой стороны – это отдельная карточка, которую нужно покупать. Поэтому с одной стороны они решают вопрос фискализации, с другой – решают вопросы учета льготников», - пояснил он.

Яника Мерило, председатель рабочей группы по внедрению е-билета при Министерстве инфраструктуры Украины видит неурегулированным в вопросах государственной политики несколько моментов.

«Во-первых, должен быть единый технический стандарт. И мы с Министерством, и Европейским инвестиционным банком создали единый стандарт, какую терминологию применять, чтобы потом системы могли сотрудничать друг с другом. Также не решен вопрос льготного проезда. А именно: кто компенсирует, на какой основе, например, если маршрут проезжает через три города. То есть законодательные рамки для запуска е-билета созданы, но не все моменты урегулированы», - рассказала Яника Мерило, добавив, что важно найти механизмы, которые бы сделали вопрос запуска е-билета для украинских городов обязательными.

Напомним, Министерство инфраструктуры планирует запустить облачный сервис для муниципалитетов, которые внедрили систему единого электронного билета,  на нем будет храниться статистическая информация о пассажиропотоках. Это поможет сэкономить на строительстве собственных data-центров.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.