Неработающая система гарантий качества от исполнителя, ямочный ремонт и коррупция – ключевые причины плачевного состояния украинских дорог, считают эксперты отрасли.

За последние 5 лет в Украине отремонтировали свыше 7000 км автомобильных дорог, половину из них (3800 км) - в 2018 году. Об этом в начале года отчитался министр инфраструктуры Владимир Омелян. По словам Вячеслава Коновалова, эксперта общественной организации «Евро-Патруль», эта цифра сильно раздута, потому что в нее включили те километры, где делался не капитальный, а ямочный ремонт.

«Вначале Гройсман заявил, что более 4 тыс. км дорог было отремонтировано, потом скорректировался, что около 4 тыс., то есть уже чуть меньше. В среду был Кабмин, он уже заявил, что 3800 км. Поднимаем отчет Укравтодора, здесь сказано, что около 1,5 тыс. км дорог они отремонтировали, еще приблизительно столько же должны были отремонтировать местные власти. То есть уже цифра – около 3 тыс. км. Более того, Укравтодор признается, что из 11 млрд грн на местные дороги – освоено было только 70%. То есть тоже не получается с цифрами... Мое мнение, почему сначала звучало 4 тыс. км дорог, - это ямочный ремонт. На протяжении одного километра отремонтировали три ямы, а записали, что это километр», - заявил на пресс-конференции в Киеве Вячеслав Коновалов.

Когда Славомир Новак заступил на пост главы Государственного агентства автомобильных дорог, пообещал, что Украина откажется от ямочного ремонта дорог. Но этого так и не произошло.

«Самое большое зло – ямочный ремонт. Его посчитать очень сложно. Например, ребята на Донбассе любили использовать шлак с терриконов в этих случаях, прикрывая его тонким шаром асфальта сверху. Шлак в свою очередь гораздо менее прочен в отличие от щебня», - говорит Вячеслав Коновалов.

«При капитальном ремонте есть площадь дороги и по этой площади идет статистическая выборка. То есть врезаются в асфальт и получают соответствующие пробы. И соответственно умножается результат. При ямочном ремонте это физически невозможно сделать, потому что на полотне будет ямочный ремонт этого и прошлых годов. И установить, что и кто делал физически невозможно. Поэтому проблема даже не в том, насколько качественно они делают, сам факт в том – делают ли они его вообще», - сказал Виктор Медведь, директор консалтинговой фирмы William Invest Expert.

При этом гарантия качества фактически отсутствует. Она, конечно, дается на 3, 5 и 10 лет, но по сути не работает. Особенно это касается случаев, если подрядчик из-за рубежа. Эксперты утверждают, что через сервис государственных закупок Prozorro выбрать надежного подрядчика невозможно. После выполнения работ исполнитель попросту может объявить себя банкротом. Ситуацию может исправить страхование.

Еще одна проблема - коррупция. По подсчетам экспертов, около трети выделяемых на ремонт средств оседает в карманах распорядителей.

«Бюджет, который на текущий момент должен быть, это 150 млрд грн. Если мы к этой сумме добавим коррупционную составляющую на уровне порядка 30%, сумма вырастет до 180 млрд грн», - подытожил Медведь.

Как ранее заявил премьер-министр Владимир Гройсман, в текущем году правительство намерено выделить на дорожные работы 56 млрд гривен, из них 17 млрд – на места.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.