До конца этого года «Укрзализныця» планирует внедрить три наиболее ожидаемых электронных сервиса: Лист ожидания (waiting list), возможность в режиме онлайн заказывать транспортировку автомобиля, а людям с инвалидностью покупать билеты без предъявления льготного удостоверения в кассе. DATA.UA провела опрос среди пассажиров, чтобы узнать, чего они ждут от новых сервисов и каким должен быть их функционал. Предлагаем ознакомиться с его результатами. 

Лист ожидания

В период летних отпусков и с началом учебного года украинцы особенно остро ощущают дефицит железнодорожных билетов. Пассажиры жалуются, что проездные документы на популярные направления исчезают сразу после старта продаж и говорят, что сегодня есть два способа их приобрести - у перекупщиков с переплатой до 100%  или же постоянно мониторить сайт booking.uz.gov.ua, чтоб не пропустить момент, когда заветный билет появится в продаже.

Освободить от последнего процесса, а точнее сделать его автоматическим, может функция Лист ожидания (waiting list), которая должна работать по принципу электронной очереди. По мнению пассажиров выглядеть этот сервис должен так:

 

 

Через личный кабинет на booking.uz.gov.ua пользователь подает заявку на электронный билет, в которой указывает всю необходимую информацию для его приобретения - станция и дата отправления, количество мест, тип вагона, номер поезда, имена и фамилии пассажиров. По желанию можно заказать дополнительные сервисы. Когда проездной документ с указанными параметрами поступит в продажу, то он автоматически будет закреплен за пользователем. Далее человек может подтвердить оформление билета или аннулировать его.

75% участников опроса считают, что после появления в продаже билета, соответствующего заданным параметрам, должна произойти его автоматическая оплата банковской картой пользователя. Еще 20% респондентов говорят, что хотят получить уведомление о наличии билета, а затем уже самостоятельно осуществить оплату. Еще 5% опрошенных считают, что необходимо реализовать обе функции - как с автоматической оплатой, так и уведомлением о появлении необходимого билета. Но практически все респонденты высказались за то, что в личный кабинет должен поступать именно электронный билет, который является основанием для поездки и не требует обмена в кассе, как бланк заказа.

Онлайн билеты для людей с инвалидностью

Несмотря на то, что более 50% всех жд билетов в Украине продается через интернет, люди с ограниченными возможностями такого сервиса лишены. Любое путешествие для них превращается в испытание. Поэтому, чтобы приобрести билет с полагающейся льготой, самой уязвленной категории граждан необходимо идти в кассу и предъявлять удостоверение, подтверждающее инвалидность. В «Укрзализныце» и Министерстве инфраструктуры уже больше года обещают людям с инвалидностью онлайн сервис, который работал бы по принципу покупки студенческого электронного проездного. Но сроки его реализации постоянно смещаются.

В опросе DATA.UA люди с физическими особенностями рассказали, что хотели бы иметь простой и понятный сервис приобретения билетов в интернете, который освободит их от похода в кассы.

 

 

Процесс покупки должен выглядеть так:

Человек с инвалидностью оставляет заявку на льготный билет в своем личном кабинете на сайте booking.uz.gov.ua. Прикрепляет скан-копию своего удостоверения, которое система автоматически сверяет с базой данных Минсоцполитики.  Указывает стандартные параметры - дата поездки, номер поезда, пункт назначения и т.д., и свои особые потребности транспортировки - в лежачем положении, наличие коляски.

После получения подтверждения люди с инвалидностью могут войти в свой личный кабинет и оплатить билет по льготному тарифу. Участники опроса считают, что идеальный вариант – это единоразовая авторизация на сайте booking.uz.gov.ua, посредством которой пользователь может подтвердить подлинность своего льготного документа и в дальнейшем получать скидку на проезд на постоянной основе.

Также люди с ограниченными возможностями отмечают, что необходимо автоматизировать и заказ специального вагона, который оборудован для проезда маломобильных пассажиров.

Онлайн заявка на транспортировку авто

Еще один сервис «Укрзализныци», который пока не удалось оцифровать, - заказ вагона-автомобилевоза.  Сегодня заполнять анкету необходимо вручную и только в определенных железнодорожных кассах, указывая характеристики автомобиля, наличие повреждений. Также надо предоставить техпаспорт на машину.

Опрошенные пассажиры считают, что сервис давно пора сделать электронным. Подача заявок должна происходить через интернет - в личном кабинете на сайте booking.uz.gov.ua.

 

 

По мнению пользователей, участвовавших в опросе, на сайте перевозчика должна быть форма, в которой можно указать необходимые данные автомобиля и его транспортировки - вес, габариты, марка, год выпуска, номер машины и техпаспорта, ФИО владельца, дата и станция отправления/прибытия. 

После ее заполнения владелец транспортного средства должен получить возможность оплатить перевозку в онлайн режиме и готовый перевозочный электронный документ.

DATA.UA продолжает обсуждение новых сервисов. Результаты голосования будут переданы в «Укрзализныцю». 

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.