Эксклюзив
Полускоростному железнодорожному сообщению в Украине 6 лет: как запускали «Интерсити+»
Прочтение займет 7 минут

27 мая исполняется 6 лет со дня запуска "Укрзализныцей" полускоростного движения. Поезда Hyundai изменили подход в отечественных железнодорожных перевозках. Как это было? Редакция DATA.UA собрала главные факты об «Интерсити+».

Разговоры о необходимости запуска скоростного жд сообщения в Украине шли давно, но катализатором этого процесса стал чемпионат Европы по футболу 2012. Страна ожидала большого наплыва иностранных болельщиков, которые привыкли к высокому уровню комфорта в поездах. Да и среди украинцев уже сформировался запрос на новое качество железнодорожных услуг.

 

Менять устаревшую советскую железнодорожную инфраструктуру пришлось за два года. Hyundai оказалась единственной компанией, которая согласилась в сжатые сроки поставить и запустить в Украине необходимое количество экспрессов. К тому же, корейская компания помогла Украине найти средства на их покупку. Кредит был выдан Южнокорейским экспортно-импортным банком сроком на 10 лет под ставку 4,8% годовых. Договор о поставке в Украину Hyundai был подписан в начале декабря 2010 года. 20 апреля 2012 года поезда выгрузили в порту Одессы, а уже 27 мая они начали курсировать между Киевом и Харьковом, Киевом и Львовом.

 

Допустимая скорость Hyundai до 200 км/ч, экспресс не только в два раза быстрее поездов парка «Укрзализныци», но и в разы технологичней. Двери в вагон открываются с помощью сенсорных кнопок. В салоне есть электронное табло, на котором отображается информация о том, с какой скоростью едет поезд. Работает система кондиционирования воздуха с функцией охлаждения в летний период и обогрева в зимний, есть розетки между креслами для зарядки мобильных устройств, бесплатный Wi-Fi и места для лиц с ограниченными физическими возможностями.

 

"Первая поездка в «Интерсити» - это было как полет в космос. Я всю жизнь буду помнить этот день и этот рейс", - рассказал в интервью DATA.UA заместитель начальника Департамента пассажирских перевозок дальнего следования "Укрзализныци" Александр Красноштан, который 27 мая 2012 года оказался в числе первых пассажиров «Интерсити+».

 

Первый год для проекта оказался сложным: украинцы жаловались на дороговизну билетов, поезда часто ломались из-за того, что не прошли ходовые испытания. СМИ активно критиковали экспрессы и обвиняли правительство в лоббировании интересов иностранной компании. Было много вопросов, почему украинская железная дорога купила поезда Hyundai, а не отечественного Крюковского вагоностроительного завода.

«Я хочу напомнить, что решение о запуске полускоростного движения принималось в декабре 2010 года, когда до Чемпионата Европы по футболу оставалось почти ничего. И Крюковский завод пытался продать свою модель, которая еще не прошла тестирований», - рассказал в интервью DATA.UA Борис Колесников, вице-премьер министр - министр инфраструктуры Украины в 2010-2012 гг..: «Мы тогда предлагали им - сделайте совместное предприятие с Hyundai, вы получите длинные деньги на 10 лет. А они - нет, у нас есть свой поезд. Но ваш поезд - это кастрюля с гайками! И это не я сказал, а наши инженеры-железнодорожники после первых испытаний. Кого вы хотите удивить в 2011-2012 гг., если японский поезд Синкансэн пошел со скоростью 200+ еще в 1964 году. Это уже эксплуатация началась, а сами работы проводились в 1957-1958 гг. Я с уважением отношусь ко всем советским машиностроителям, потому что это люди-легенды, как и авиаконструкторы. И Крюковский завод имеет очень хороший технический коллектив, но они почему-то все хотят быть Кулибиными. Не надо догонять, надо покупать. Как делала Япония? Они просто покупали лицензии и очень быстро подняли экономику своей страны».

 

Сегодня потенциал экспрессов используется не на 100%. Если правильно составить логистику и расписание, то каждый поезд «Интерсити+» может перевозить 3000 пассажиров в сутки и около 1 миллиона в год, считает Борис Колесников. Таким образом 10 экспрессов могут показать 10-миллионный годовой пассажиропоток.

Пока же 10 поездов Hyundai перевозят 6-7 миллионов пассажиров в год. Остальной парк «Укрзализныци» (около 220 поездов, возраст которых давно перевалил за пол века), перевозит 44 миллиона пассажиров.

"Если бы тогда этот проект не сделали, я не знаю, на чем бы мы сейчас возили людей. А люди голосуют кошельком за «Интерсити». Занятость кресел - более 90%. Это показывает, что проект надо развивать. Нам бы еще 10 таких машин. Если один купейный вагон обычного ночного поезда перевозит в сутки 40 пассажиров, поезд-трансформер - 100 пассажиров, то вагон «Интерсити» перевозит 160 пассажиров. И это не предел», - говорит Александр Красноштан.

 

В «Укрзализныце» работают над оптимизацией маршрутов «Интерсити+». К примеру, рассматривается возможность соединить экспрессом Львов и Харьков. В УЗ не рассчитывают на большое количество прямых пассажиров, все-таки 9 часов в пути сидя - это утомительно. Тем не менее, другой вид наземного транспорта не преодолеет этот путь быстрее. Конкурировать с «Интерсити+» может только авиация.

30325 0