Внедрение единого электронного билета — одна из самых масштабных и долгожданных инфраструктурных реформ страны. О специфике, стоимости проектов в регионах и первых шагах в данном направлении, рассказала в интервью  DATA.UA  советник министра инфраструктуры Украины и глава  рабочей  группы по внедрению э-билета в общественном транспорте Яника Мерило.

В мире существует много различных концепций э-билета. На какой мировой опыт Вы будете опираться при внедрении проекта в Украине?

Будем брать самый продвинутый опыт, как, например, гонконгский Octopus, но пойдём ещё на шаг дальше. Очень важно понимать, что многие системы, которые построены в других мировых странах, начали строиться уже 20 лет назад. Например, Octopus запустили уже в 1997 году, а лондонский Oyster в 2004. В самом инновационном смысле технология самых известных решений может немного устарела так как при создании Octopus не было, например, электронных услуг, доступ к которым сейчас туда добавляют. Из-за этого, я думаю, нет смысла копировать самые простые решения, что давно работают в мире, а взять сегодняшний крутейший опыт, посмотреть ещё на один шаг вперёд и запустить тот инструмент, который нам сегодня полноценно нужен. Цель же не копировать для копирования, а запустить многогранный инструмент. Например, в Днепре мы сделаем реально инновационную карточку, через которую можно будет, как заплатить за проезд, так и воспользоваться многими электронными услугами, также получить разные льготы у партнёров и в городских учреждениях. То есть, мы будем не столько копировать кого-то, сколько решать наши сегодняшние задачи с помощью именно сегодняшних крутейших технологий.

3

Что станет основой для электронного билета? Будет ли эта карточка горожанина или появятся другие сервисы?

Разные города смогут сами решать или они хотят запустить только электронный билет, или карточку жителя. Я сегодня однозначно сторонник карточки жителя, потому что это даёт доступ, например через BankID к разным электронным услугам, а электронные услуги – наш однозначный приоритет.   Пока ещё не работает на ID-карточке полноценно электронная цифровая подпись, через которую можно из дома получать услуги и подписывать документы.  Но даже не запланировано, что на государственной ID-карточке будет, например электронный билет или доступ к льготам партнеров. Также карточка например в Днепре не будет дублировать те функции, которые на ID-карточке – электронную цифровую подпись.

По информации СМИ, Львов и Днепр наиболее подготовлены к внедрению электронного билета. Почему среди лидеров не значится столица, ведь Карточка киевлянина работает как проездной в метро с 2012 года?

Я не очень хочу оценивать кто лидер, кто нет. Важно, чтобы как можно больше городов быстрее запустили бы инструмент электронный билет. Мерятся будет результат, а не кого считают сегодня лидером.

4

От чего зависит стоимость внедрения системы электронный билет и какая минимальная цена проекта?

Невозможно сказать минимальную стоимость, это же зависит абсолютно от функциональности и что имеется в виду под электронным билетом. Если под электронным билетом имеется в виду, например, оплата через QR-коды, то минимальная стоимость 0, просто оплата за транзакции, которые проводятся через интернетбанк.  Если мы говорим о системе, где стоят турникеты и валидаторы, то, конечно, цена совсем другая, потому что цена зависит также от железа, которое устанавливают, софта и стоимости создания разных реестров, которые нужны. На примере Львова, поставить валидаторы во всём транспорте и создать систему стоит примерно 11,5 млн евро. В Днепре это будет стоить примерно 8 млн долларов, так как структура транспорта немного другая. Система в течении 7-10 лет окупается, так как она выводит некоторые потоки денег из тени и делает оперирование более эффективным, также даёт хорошую возможность для компенсации льгот.

К чему будет привязана цена проезда по системе электронный билет и как она будет регулироваться? Подорожает ли проезд в общественном транспорте, после того, как будет внедрен цифровой проездной?

Нет отдельной цены по системе электронный билет, есть цена проезда, и цена проезда состоит из разных показателей. Электронный билет не есть другой ценой, он стоит столько же, сколько стоит проезд в транспорте. Скорее даже может стоить меньше,  если город захочет стимулировать переход на электронный билет как прозрачный инструмент. Во многом миф то, что надо повысить цену проезда, потому что внедряется электронный билет. Да, конечно, система стоит что-то, но это не автоматично значит, что это должно компенсироваться с повышения тарифов, намного больше влияния имеет стоимость топлива и т.д.

2

Как будет обеспечен льготный проезд и возмещение средств из государственного бюджета?

Транспортные услуги – это в основном местные или областные. При входе в троллейбус или трамвай человек валидирует свой проезд, остаётся статистика, а на основе этой статистики город может компенсировать за проезд кому нужно, зависимо от того, кто был перевозчик: или частный, или электротранс, или межобластной оператор.

Как Вы видите организацию технической стороны проекта электронный билет? Будет ли унифицирована техническая платформа для всех городов?

Я однозначно за то, чтобы создать одну-единую систему, но сегодня, к сожалению, получается наоборот. Даже наши партнёры и доноры, о чём я и им говорила, финансируют разные решения, то есть, по сути, например, если ЕБРР финансирует решения в разных городах, то проводятся отдельные тендера и консультант может предложить и разные системы, так как нет одного-единого стандарта в государстве, под который консультанты должны бы написать точное решение.  Я крайне за это, чтобы в государстве был бы один стандарт, которому должны отвечать разные системы электроного билета, чтоб уже в начале не создавался бы зоопарк, где параллельные системы, они не состыкуются и не работают совместно. Сейчас создали под Мининфра рабочую группу для создания рекомендательного стандарта, но я очень призываю также инвесторов, доноров и партнёров исходить из опыта и практики других городов, а не создавать зоопарк, который потом не состыковать.

На какие виды транспорта будет масштабирован э-билет? Будет ли это только общественный транспорт или система рассчитана также на авиа и жд сообщения?

Города и операторы сами решают, где они запускают электронный билет. Так, город может сам решить или он хочет внедрить электронный билет только в метро, или также в троллейбусах, трамваях и маршрутках. В Днепре электронный билет постепенно будет работать в метро, в трамваях, троллейбусах и также в маршрутках. Я очень надеюсь, что будет один стандарт поддержан и состыкован и с «Укрзализницей». Состыковка электронного билеты с авиалиниями, я думаю, что это сегодня не настолько актуально. У авиаперевозчиков уже есть своя работающая система и это все-таки не ежедневная тема. Инновации надо делать исходя из смысла больше, чем из принципа. Я не знаю таких мировых примеров, чтобы пластиковая карточка, например, Oyster, работала бы в авиалиниях. Я не считаю это приоритетом. Но я считаю очень важным, чтоб система состыковалась бы с «Укрзализницей», так как многие жители приезжают же в города из районов, и это было бы очень удобно, если также межгородские поезда работали бы по той же системе. Мы общаемся с «Укрзализницей» насчёт создания одного стандарта.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.