Хаотичная застройка, полуразрушенные исторические памятники и сплошные пробки – таково обличье современного Киева. Почему в столице элитные многоэтажки и развлекательные торговые центры одержали верх над культурным наследием? Что сейчас происходит вокруг музея на Подоле? Какой должна быть новая стратегия города? Об этом в интервью DATA.UA рассказал депутат Киевсовета и глава фракции “Объединение “Самопомощь” Сергей Гусовский.

Киев имеет высокий туристический потенциал, но поток туристов в столицу растет очень низкими темпами. Какие шаги сегодня нужно сделать городу для того, чтобы стать более привлекательным для иностранцев?

Я бы начал с того, что туризм бывает разной направленности. Перспективы бизнес-туризма для Киева не меньше, чем перспективы туризма в его традиционном понимании, когда люди приезжают смотреть на Софию или другие достопримечательности.

Бизнес-туризм может быть связан с деловой активностью, потому что мы географически расположены так, что фактически являемся мостиком между Европой и Азией. В перспективе Киев может быть интересным местом для проведения международных выставок.

Инициативы со стороны города в рамках культурной стратегии особо нет. В основном это набор частных инициатив, тот же самый ГогольFest проходил много лет в Киеве, теперь проводится в Ивано-Франковске, Мариуполе. Благо сейчас в «Мистецьком арсенале» проходит книжная ярмарка, но это опять-таки не инициатива города.

Если говорить о туризме в традиционном его понимании, то это вопрос того, что туристы могут увидеть в городе. С одной стороны, есть те ценности и традиционно привлекательные места: София, Лавра. Если говорить о новых музеях, то уже давно ничего не открывалось. Например, муниципальный или государственный Музей современного искусства отсутствует как таковой.

В этом же контексте текущая ситуация с Музеем на Почтовой – географически это идеальное место, чтобы размещать там музей. Если показать археологию города,чем он жил тысячу лет назад и объединитьэти артефакты с виртуальными турами и современными технологиями, тоэто могло бы быть привлекательным местом для туристов.

В столице прошел финал лиги чемпионов УЕФА. Прием события такого уровня – это, прежде всего, инвестиция в туристическую инфраструктуру. Как Вы оцениваете подготовку города? Сможет ли Киев привлечь больше туристов в этом году ?

Киев достойно провел финал. Город в очередной раз показал, что такие международные события тут происходят, и мы их умеем проводить.

Говоря о туризме, мы, в первую очередь, говорим о том, комфортен ли город. Довольно символично, что накануне финала в Киевсовете проголосовали «Программу развития градостроительной документации», которая фактически открывает «ящик Пандоры» – треть городской территории оказалось под риском безответственной застройки.

То есть, с одной стороны, мы умеем принимать гостей, но с другой у нас тяжелая ситуация с застройками, городским транспортом, что в перспективе будет создавать негативное впечатление о столице.

В социальных сетях и с трибуны Киевсовета Вы говорили, что Стратегия города нуждается в пересмотре. Что конкретно Вы бы изменили в документе?

Можно какие-то вещи поправить, уточнить, изменить, какие-то вещи нужно переписывать в целом. Нынешняя Стратегия города – это документ обо всем хорошем против всего плохого. Я неоднократно приводил пример, который демонстрирует нынешнюю несостоятельность Стратегии. Если зайти в документ в электронном виде и вбить в поиск словосочетание «левый берег», то в Сратегии-2025 года оно упоминается всего два раза. Первый раз в контексте потребности связать трамвайные сети и второй раз о необходимости создания коммунального предприятия, которое будет заниматься бездомными на левом берегу. По этому примеру легко понять масштаб проблемы.

Сегодня на левом берегу проживает 40% населения города, а рабочих мест меньше 20%. Это становится причиной такого мощного трафика утром с левого берега на правый и в противоположном направлении вечером.

Читайте также: Умный город начинается там, где заканчивается коррупция - Олег Дроздов

Другой вопрос – дефицит социальной инфраструктуры. Сегодня в детских садах на 100 мест приходится 122 ребенка. В итоге кто-то детей везет на правый берег, потому что детских садов не хватает. Это все из-за отсутствия баланса в развитии города.

Поэтому Стратегию города нужно писать наново и действительно говорить о том, каким мы видим Киев через 10 лет и через 20, к чему мы стремимся. Каждый аспект жизни нужно обсуждать самостоятельно и иметь возможность свести их воедино. Этот документ предполагает очень качественную коммуникацию специалистов. Только тогда мы можем говорить о том, что нужно делать в городе, а что нет. Например, строить мост или создавать на левом берегу рабочие места или переносить туда часть административных активностей.

Когда есть Стратегия города, ей уже соответствует Генеральный план, есть примеры, когда это единый документ – Мастер-план. Мы сегодня живем в 21 веке, есть масса решений, которые касаются урбанистки и которые необходимо брать и использовать.

Почему сегодня не начата работа над новым Генеральным планом города?

Многие вещи можно объяснять либо отсутствием воли, либо глупостью, либо неспособностью. С другой стороны, это может быть саботаж: есть проект Генерального плана 2025, то есть был 2020, а стал 2025. Кто-то сидел, трудился и разработал план, который добавил всего лишь 5 лет. Это фактически попытка узаконить все те изменения, которые произошли во времена Черновецкого, Попова и за последние 4-года.

Поэтому мы сегодня говорим, что нельзя принимать «Программу развития градостроительной документации», потому что она только усугубит тот хаос, в котором развивается город.

Одна из самых свежих историй – ландшафтный парк на Осокорках, там на территории 176 гектаров собираются возвести 41-у 25-этажку–это 2 миллиона квадратных метров жилья. В год город вводит только 1 миллион.

Причем, не просто в пустыне собираются это построить, а на лугах, засыпать часть озер, которые там образовались в свое время, в следствии намывания песка для возведения Позняков и Осокорков. Природа эти раны только успела затянуть в этих озерах, есть уже и рыбы, и птицы, а мы собираемся вырыть новые ямы, а эти озера засыпать. То есть, эта экспансия в стандартах 60-годов, когда человечество побеждало природу. Мы все дальше и дальше наступаем на собственное качество жизни.

На какие западные примеры Киеву стоит ориентироваться в плане градостроительства ?

Копировать в целом стратегию развития города не имеет смысла, потому что каждый город уникален и нет такого города, чтобы там был и Днепр, и холмы, и кручи правого берега.

Если говорить о международных примерах, то один из них Берлин, у которого был свой вызов, как возобновить коммуникациюмежду Западным и Восточным Берлином. Он с этим вызовом сумел справиться и сегодня устойчиво развивается. 

Можно брать и не европейские примеры. Та же самая Богота, столица Колумбии, там живет около 6 миллионов, это очень большой город, который в середине 90-х был в удручающем состоянии. Там сумели пространства, которые не эксплуатировались по назначению, переконвертировать в общественные. Также была реорганизованасистема городского транспорта и проделан целый ряд других действий, что помогло городу стать динамичным и развитым.

Какая сегодня ситуация с Музеем на Почтовой площади? На какой стадии этот проект?

Сегодня уже открыта улица ХХI века и часть укрепления берега, на этом месте проходила река Почайна. Вероятно, что именно здесь происходило крещение Руси-Украины. Город Владимира стоял над Почтовой, и языческих идолов именно оттуда тянули и сбрасывали в реку.  На данный момент исследовано только 1\3 площади при пятне застройки 4,5 тысячи метров.

Прошло почти  300 дней борьбы за создание Музея на Почтовой. За это время  удалось выработать алгоритм, который помогает фактически выйти из тупика, когда у инвестора есть желание построить торговый центр на территории, которая наполнена артефактами, демонстрирующими жизнь и историю города. У города очень сильная переговорная позиция, потому что по документам там строится компонентинженерно-транспортная инфраструктуры, каковой торговый центр никак не является. После того, как этот договор будет разорван, город берет этот объект в коммунальную собственность, обеспечивает качественные исследования и создание музея.

Проект решения Киевсовета был проголосован и принят за основу в первом чтении. После чего, в рамках подготовки ко второму чтению были рассмотрены предложения. Среди них были как качественные, в том числе от музея истории Киева, так и те, которое фактически превращает этот документ в филькину грамоту. Есть риск, что на заседании Киевсовета будут попытки заменить понятие«инициировать прекращение инвестиционного договора» на «рассмотреть возможность прекращения договора». Если проект будетпроголосован в таком формате, то это обесценивает всю идею.

7 июня наш проект решения должны были рассматривать в Киевсовете. К сожалению, городской голова не внес этот вопрос в повестку дня, несмотря на рекомендации президиума. Мы будем настаивать на рассмотрении проекта решения как неотложного.  Это важный момент в городской истории:или создание новой традиции,или продолжение старой, когда деньги управляют миром, а археологи – это те, кто крутятся под ногами у застройщиков.  Почтовая площадь может задать совершенно иной вектор.

Как регулируется вопрос сохранения объектов культурного наследия в Европе и в мире?

Один из самых близких географических примеров – это Площадь Рынок в Кракове. Там есть подземный музей, в который нужно записываться заранее –  это и есть пример того, как можно работать с историей для того, чтобы она привлекала как внешних, так и внутренних туристов.

Если проект музея будет утвержден, на какие средства он будет реализован?

Я уверен, что это могут быть и городские деньги, и государственные, а также частные инвестиции, так как с точки зрения меценатов это очень важный проект.

Бюджет города – это больше 50 миллиардов гривен и можно по-разному относиться к этому количеству денег. Есть возможностипересматривать многое из того, что заложено в бюджете. Я бы перефразировал слова, которые когда-то говорил Черчилль: «Если у нас нет денег на культуру, то зачем нам побеждать в войне». То есть это вопрос городских акцентов и вопрос политической воли.

Я уверен, что проектом заинтересуются украинские инвесторы, а не исключено, что и мировые корпорации. Слишком высока цена ошибки, мы рискуем потерять историю.

Почтовая площадь – это не единственный пример небрежного отношения к историческим памятникам. В Киеве достаточно много архитектурных сооружений, которые уже годы находятся на так называемой реконструкции. Почему так происходит?

С одной стороны, нужно понять характер проблемы и дальше уже думать о решении. К сожалению, у нас что коммунальная, что государственная собственность, если брать в разрезе памятников архитектуры – это все тупиковые области. Это означает, что уровень квалификации тех, кто отвечает за процессы сбережения памятников архитектуры и культурного наследия неудовлетворительный.

К примеру, усадьба Мурашко на Малой Житомирской – уже много лет этот объект находится в городской собственности в управлении Департамента культуры, и ничего не происходит. Это говорит о том, что те, кому это вверено в управление, не могут качественно этим заниматься.

Другие объекты, которые находятся в государственной собственности, такие как Гостиный двор, дом Сикорского, тоже в удручающем состоянии. Нужно отдавать себе отчет, как ответственные за эти объекты лицаисполняют свои обязанности, и определиться с тем, имеют ли они право продолжать оставаться на своем месте.

Какая ситуация сегодня в Киеве с самоуправлением ?

 В Киеве беда с местным самоуправлением. У нас есть единственный орган местного самоуправления – это горсовет, 120 депутатов на почти 5 миллионов человек и плюс ежедневнаямиграция более полумиллиона. Помимо этого, депутаты решают вопросы от списания старого«запорожца» в одном из коммунальных предприятий до строительства мостов.

Раньше вопросы локального характера были на балансе районных советов, но в 2010 году их отменили.

Наряду с хаотичными застройками еще одна проблема - это МАФы. Есть ли у города  решение по этому вопросу ?

Это тоже тема для райсоветов. Им нужно было решать достаточно ли в районе гастрономов и супермаркетов. Это не нужно решать на Крещатике, 36 или в Департаменте архитектуры.

С другой стороны, это вопрос безопасности, когда МАФы распложены на выходах возле метро, или ларьки продают алкоголь недалеко от школы. В таких случаях должен быть запрет на уровне города.

А решать быть ли на какой-то улице ларьку с хлебом – это компетенция райсовета.

С 14 июля КГГА анонсировала поднятие цен на общественный транспорт. Основная причина - модернизация парка и повышение заработной платы работникам транспортной отрасли. Можно ли с помощью повышения цен модернизировать муниципальный транспорт ?

С одной стороны, действительно увеличивается стоимость энергоносителей: электричества и топлива, соответственно и запчасти растут в цене. Понятно, что себестоимость перевозок возрастает.

При этом, очень важно понять, как будут использоваться эти деньги. Мы посмотрели в Единый государственный реестр судебных решений и там море дел, которые связаны с Киевпастрансом – это вопросы закупок запчастей, топлива, капремонт общежитий, в которых живут водители. Много коррупционных схем и вся эта история с непрозрачностью ставит очень большой вопрос в утверждение, что повышение стоимости проезда приведет к позитивным изменениям.

 Читайте также: «Мнение киевлян разделилось 50 на 50»: первый вице-мэр Поворозник рассказал, как утверждают новые тарифы на проезд

Как может повлиять на ситуацию внедрение е-билета? Почему этот вопрос сегодня затягивают ?

Объяснений, почему мы уже не протяжении энного количества времени не можем ввести е-билет, не существует. Вот Тернополю ничего не мешает его внедрить, а Киеву постоянно мешает. Все потому, что этот вопрос напрямую связан с коррупционными схемами.

Тернополь и Львов заявили о полном отказе от маршруток. Когда столица может прийти к такому решению ?

Всё снова же упирается в отсутствие политической воли. С моей точки зрения, удел маршруток – это локальные перевозки. На магистралях должны двигаться большие автобусы, троллейбусы и трамваи, тогда имеет смысл выделенная полоса для общественного транспорта. На периферийных территориях может работать транспорт меньшей емкости, который будет подвозить к узловым точкам.

Каким Вы видите Киев через 5 лет ?

Я мечтаю о Киеве, который живет и развивается по совершенно другим правилам. К сожалению, сегодня доминирует хаотичная застройка, локальные решения, и отсутствует системный подход.

 Я уверен, «что могло быть хуже» – это не тот тезис, с которым стоило бы мириться людям, живущим в Киеве. Столица должна задавать тенденции и быть примером для других городов.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.