Год в Министерстве инфраструктуры ушел на создание правовой базы и битву характеров - Андрей Галущак

Новости партнеров

Загрузка...

Год в Министерстве инфраструктуры ушел на создание правовой базы и битву характеров – Андрей Галущак

Автор:
28 декабря 2017
Новости инфраструктуры,Новости общества,Эксклюзив https://data.ua/wp-content/uploads/2017/12/2017-12-28-13_58_03-IMG_3390.jpg-1366×569.png
2017-12-28

В начале следующего года «Укрзализныця» получит новый Наблюдательный совет, а Министерство инфраструктуры объявит повторный конкурс на замещение должности руководителя Директората безопасности на транспорте.  За 5 лет в Украине отремонтируют все центральные магистрали, за 6 лет – дороги местного значения. Отечественная авиационная отрасль переживет перезагрузку: ожидается дальнейший рост пассажиропотока, открытие региональных аэропортов и приход на рынок мировых авиакомпаний. Об этом в эксклюзивном интервью DATA.ua в канун своей годовщины назначения на должность госсекретаря МИУ рассказал Андрей Галущак.

Вы выиграли конкурс на замещение должности госсекретаря Министерства инфраструктуры Украины 16 ноября 2016 года. Подходим к Вашей первой годовщине в должности.

Мое назначение по распоряжению Кабинета министров состоялось 28 декабря 2016 года, а вступил я в полномочия 13 января 2017 года. Признаюсь, это было сложное время.

На момент назначения госсекретарей на уровне закона их статус и механизм функционирования был недостаточно определен. У нас был закон о центральных органах исполнительной власти, куда были внесены изменения. Законом о госслужбе были определены полномочия госсекретаря, как руководителя государственной службы. Но отсутствие четкого распределения функций на тот момент вызывало немало споров. Министр был не согласен с моим назначением, за этой историей вы могли наблюдать и в СМИ в том числе.

За год работы, что Вам удалось сделать в Министерстве инфраструктуры?

Главная задача госсекретаря – это проведение реформы аппарата государственного управления, которая была запущена в апреле 2017 года. Было поставлено несколько целей. Первая – это проведение функционального анализа деятельности министерства, устранение дублирующих функций. Вторая – оптимизация аппарата самого министерства. Третье – запуск новой структуры и конкурсов для прихода независимых людей, которые будут олицетворять новое лицо чиновника.  Я думаю, что удалось сделать очень многое.

Министерство инфраструктуры было включено в список 10 министерств, которые попали в программу обновления государственного аппарата и проведения реформы госуправления. В течении короткого времени мы смогли осуществить функциональное обследование нашего министерства и выйти на оптимальную структуру. Раньше министерство работало в административно-командной советской системе, было единственным центром принятия решений по вопросам формирования политики и ее реализации, управления государственными объектами, назначения директоров предприятий и т.д. В соответствии с опытом европейских стран, эти функции необходимо разделить.

Читайте также: Бескидский тоннель введут в эксплуатацию в мае следующего года

Мы смогли разработать новую систему, новую структуру для нашего министерства. Она предусматривает создание новых центров формирования политики – так называемые Директораты. Мы начали формирование Директората стратегического планирования и координации государственной политики в отрасли транспорта, Директората государственной политики в отрасли цифровой инфраструктуры на транспорте и услуг почтовой связи и Директората безопасности на транспорте. Объявили конкурсы и смогли выбрать руководителей для двух Директоратов.

По представлению МИУ правительство приняло решение в ближайшее время создать морскую администрацию. Также в скором времени будет создан координационный совет по вопросам логистики.

Как известно, Директорат стратегического планирования возглавил Виталий Киндратив, а цифровых коммуникаций и почтовой связи – Александр Озеран. По каким критериям проходил отбор?

Конкурсные процедуры были нестандартными для Украины, они учитывали лучший опыт HR-компаний. Но нашей ошибкой было то, что надо было больше приглашать людей участвовать в конкурсе. Было много скепсиса. Люди думали – зачем идти на конкурс, если там уже все наперед решено, все равно придут старые чиновники, поэтому много людей качественных, профессионалов просто не шли, думая, что финал конкурса уже всем понятен.

Но к нам все же пришли новые люди, которые раньше в министерстве не работали.  Работали как на госслужбе, так и в бизнесе. Поэтому многие опасения, что эта реформа будет только за глаза, не оправдались.

Сколько человек претендовали на эти должности? Довольны ли Вы новыми руководителями?

В среднем было 50 человек на место. Решение конкурсной комиссии, по моему мнению, было объективным. Если мы посмотрим на биографии этих людей, то увидим, что у них есть опыт в практической реализации инвестиционных проектов, опыт в сфере государственного управления. Эти люди понимают, в чем разница между государственным управлением и бизнесом, что такое проектный метод работы, которые работают не на создание кучи ненужной документации, а нацелены на результат. Я надеюсь, что с приходим этих людей нам удастся решить вопросы в отрасли, которые мы до этого времени решить не могли.

Когда будет избран руководитель Директората безопасности на транспорте?

По Директорату безопасности на транспорте нам не удалось избрать руководителя. В начале нового года мы объявим повторный конкурс. У нас есть сильные люди в министерстве. Я надеюсь, что они будут принимать участие в конкурсе и станут победителями, потому что нужны люди, которые знают отрасль и которые обладают институциональной памятью. Надеюсь, мой призыв брать более активное участие в конкурсе к профессионалам, готовым делать не только посты в Фейсбуке, но и работать практически, заниматься созданием политики, будет услышан.

Спустя год, можно ли говорить о том, что внедрение института госсекретарей было эффективным решением?

Это довольно сложная реформа. Год ушел на притирку характеров, на создание новой правовой базы. Конфликты, которые возникали ранее, были основаны на том, что пришли люди с полномочиями, которые не были четко выписаны. Начиналась битва характеров. Сейчас выстроена более-менее нормальная нормативно-правовая база, которая четко говорит, что должен делать министр, что должен делать госсекретарь, как себя должны вести чиновники. Это довольно сложный процесс и в разных странах он длился от 5 до 7 лет. Мы все это проходим намного быстрее. Думаю, следующий год будет более показательным.

Когда Вы пришли в МИУ, у Вас были непростые отношения с министром Владимиром Омеляном. В феврале правительство по представлению министра поручило Нацагентству по вопросам государственной службы провести служебное расследование в отношении Вас. Как сегодня складываются Ваши взаимоотношения?

Мы нашли общий язык, у нас сегодня корректное сотрудничество. Мы прошли сложный, но результативный этап нашей работы. У нас с ним общая задача – чтобы министерство работало эффективно. Он, как политик, определяет стратегические цели и задачи. А я, как управленец, обеспечиваю, чтобы аппарат министерства мог осуществлять внедрение этих идей. Нам удалось многое сделать, мы стабилизировали ситуацию в коллективе, нашли понимание по основным нашим показателям, по реформе министерства, по кадровой политике.

Как Вы оцениваете то, что происходит в «Укрзализныце», которую постоянно сотрясают коррупционные скандалы и неоднозначные назначения? В высших эшелонах власти знают о всевозможных группах влияния, смотрящих и подсматривающих за УЗ, но почему-то ничего не делают. 

В 2015 году начался процесс корпоратизации «Укрзализныци». Было принято абсолютно правильное решение о создании системы органов управления, которые будут соответствовать всем международным компаниям. Есть правление – это коллегиальный орган. Необходимо отказаться в УЗ от принятия единоличных решений, это правление должно отбираться на конкурсных началах, чтобы туда пришли нормальные руководители с хорошим реноме на нормальную зарплату. Параллельно должен быть создан Наблюдательный совет, состоящий в большинстве из независимых директоров, которые отбираются из числа лучших менеджеров европейских, украинских компаний.  Когда мы создадим независимую систему, влияние того или иного политика будет невозможным.  Но это глобальные цели. А операционные цели – это уже в ближайшее время вывести компанию на качественно новый уровень.

Читайте также: Евгений Кравцов: в компании должен быть руководитель без каких-то приставок

С ноября «Укрзализныця» подняла тарифы на 15%. Куда пойдут эти средства?

Это было решение Министерства инфраструктуры. И это не поднятие тарифов, а констатация реалий, которые произошли на рынке, индекс роста потребительских цен, инфляции. Сейчас мы говорим о компенсации тех расходов, которые были. Потому что произошли изменения цен на топливо, на электроэнергию, рост заработной платы. «Укрзализныця» пошла на соглашение с бизнесом и внедрила открытый процесс информирования, по каким инвестиционным направлениям уходят средства, полученные от повышения тарифов. Открыт дополнительный счет. «Укрзализныця» будет информировать о том, куда пошли саккумулированные средства. Назовите любую другую компанию в стране, которая открыто показывает, куда она тратит деньги.

Как проходит конкурс на членов Набсовета «Укрзализныци»? Сколько человек подали заявки на участие в конкурсе? Когда мы увидим результаты конкурса?

Прием документов закончился 20 ноября. На первом этапе мы получили 59 заявлений. Часть людей отсеялась в связи с несоответствием критериям. Сейчас перешли к стадии проведения собеседований с претендентами. Уже состоялось первое заседание, на котором мы заслушали ряд кандидатов. Думаю, что в начале нового года этот процесс будет закончен и правительство сможет принять решение о формировании Набсовета.

Самая главная проблема была связана с необходимостью подтверждения стажа руководящей работы 10 лет. Мы делали объективную оценку документов, трудового стажа. Мы оцениваем компетентность, понимание рынка – опыт организации железнодорожных перевозок и знание законодательства, стратегическое видение, понимание основных показателей работы и самой специфики деятельности, трансформации и управления изменениями.

Не снижает ли эффективность работы правления УЗ тот факт, что Евгению Кравцову приходится работать не со своей командой, а с кадрами, которые достались ему от Войцеха Балчуна?

У Кравцова есть опыт и понимание, как работать в команде. У него есть возможность консолидировать команду, поставить четкие цели и обеспечить их выполнение. Насколько я знаю, там проводятся кадровые изменения на среднем уровне. В последние месяцы работы польской команды на разные должности было заведено много людей. Сейчас эти люди «плавно» уходят. Считаю, что Евгений Кравцов, как менеджер, будет ставить вопрос, чтобы были назначены на должность люди, которые помогут ему обеспечить эффективность работы компании.  УЗ – это 300 тысяч работников с очень большим административным составом. Очень многие инициативы не исполняются на уровне среднего и первичного звена. Вот там как раз изменения происходят. Мы видим перестановки в пассажирском блоке, к примеру. Я хочу сказать, что в целом показатели работы «Укрзализныци» свидетельствуют о том, что такая работа является правильной и динамика довольно хорошая.

Что все-таки с зарплатой Евгения Кравцова? Цифра, которую ранее озвучивали СМИ (более 1 миллиона гривен в месяц), не подтвердилась?

Насколько мне известно, вопрос зарплаты Кравцова – это вопрос постановления Кабмина. До сегодняшнего времени оно окончательно не принято, такого акта нет. Но те цифры, которые озвучивались ранее, они очень сильно преувеличены.

Читайте также: Онлайн-сервис «Укрзализныци» признан лучшим по продаже билетов в интернете

Когда будет объявлен конкурс на замещение должности главы правления УЗ? Кто войдет в состав квалификационной комиссии? По каким критериям будут отбираться кандидаты?

Есть так называемое постановление 777. Все уже определено с комиссией. Есть номинационный комитет, в который входит и министр инфраструктуры. Они должны принять соответствующее решение на уровне Минэкономразвития и дальше начать эту процедуру. Но пока сделан правильный шаг – объявлен конкурс на членов Набсоветов. То есть мы начинаем сверху.

Будут ли рассматриваться кандидатуры иностранных менеджеров? Как в целом зарекомендовала себя эта практика?

Иностранный менеджмент нужен, но к его отбору надо подходить очень качественно. По моему мнению, иностранный менеджмент должен зайти в Набсовет. На уровне правления «Укрзализныци» должен быть отечественный менеджмент. Реальное оперативное управление работает круглосуточно и ежедневно.

Как Вы оцениваете работу еще одного иностранного топ-менеджера Славомира Новака, главы «Укравтодора»?

Начиная с периода после Евро 2012 до прошлого года у нас не было нормального финансового ресурса для того, чтобы дорожная отрасль могла развиваться. Механизм дорожного фонда был уничтожен. Мы имели очень незначительные цифры на ремонты и то эти цифры всегда урезались. В прошлом году Верховная Рада приняла законодательную базу для формирования Дорожного фонда. Теперь сумма на дороги в среднем будет составлять 40-50 миллиардов в год. Этого достаточно, чтобы в течении 4-5 лет разобраться с основными магистралями и дальше переходить на уровень местных дорог. Мы начали проектировать новые дороги. Думаю, что амбициозный проект GO Highway, который предусматривает соединение Гданська и Одессы – двух основных портов с Балтийского и Черного моря – будет реализован. В дорожном хозяйстве, благодаря Славомиру Новаку, мы создаем законодательную базу для захода в Украину концессионеров. Мы меняем наше законодательство, учитывая позитивный опыт Польши. Принятие этого закона позволит ведущим игрокам на рынке дорожной концессии прийти в Украину. Есть два интересных проекта – это Львов-Краковец и Киев-Белая Церковь. Если с одной стороны мы сможем обеспечить государственное финансирование, а с другой – создать условия для привлечения частного бизнеса, это будет очень интересно.

Если исходить из тех темпов, которые взяты по ремонту дорог, сколько лет еще должно пройти, чтобы в Украине появились хорошие дороги? Я имею ввиду не только основные магистрали, но и дороги местного значения.

Изношенность местных дорог составляет 90%. Мы хотим запустить капитальный ремонт на местном уровне, чтобы в течении 5-6 лет мы могли выйти из этой катастрофической ситуации.

Но никакое строительство дорог не имеет значения, если их не сохранять в дальнейшем. Необходимо ограничить использование дорог крупно тоннажным транспортом. Без системы грузо-весовых комплексов это невозможно. Впервые мы купили 78 таких комплексов, которые сегодня передаются на местные органы. На наиболее проблемных участках, где идет транспорт с превышением тоннажа, мы будем ставить ограничения, чтоб дороги не уничтожались.

Также мы повышаем качество проведения дорожных работ. Для этого должна быть независимая система оценки – не в рамках «Укравтодора», а в рамках международных организаций. Есть международная федерация инженеров-консультантов FIDIC, которая имеет успешный опыт работы во всех странах. Мы велосипед изобретать не будем, пойдем по этому же пути.

Увеличился ли рост авиаперевозок с получением Украиной безвиза? Какие перспективы у этого рынка?

Безвиз – это очень большой импульс для роста авиаперевозок. По отношению к прошлому году прирост авиаперевозок в стране превышает 35%. Мы встретили 10-миллионного пассажира в аэропорту Борисполь – такого не было даже в советские времена. Во Львове мы встретили миллионного пассажира. В новом аэропорту Херсон мы встретили 100-тысячного пассажира. Авиационная отрасль перезагрузилась. И это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей в Украине.

Но есть ряд проблем в авиации. Нам необходимо перейти к Открытому небу. Хочу объяснить, что это такое. Сегодня перелеты авиакомпаний, которые осуществляются между странами ЕС и Украиной, состоят из двух сегментов. Есть страны, по которым нет ограничений – т.е. авиакомпания приходит, предоставляет необходимые документы и осуществляет то количество рейсов, которое ей необходимо. Но большинство стран ЕС предусматривают ограничения на такие перелеты. Есть квоты, а это всегда плохо, потому что невозможность удовлетворить спрос, который сегодня есть в Украине в связи с безвизом. Открытое небо – это соглашение между Евросоюзом и Украиной, которое такие ограничения должно снять. Это амбициозная цель, но, к сожалению, не все от нас зависит. Такое решение сегодня заблокировано проблемой Гибралтара (ред. – заморская территория Великобритании, оспариваемая Испанией). Сейчас у нас идет дипломатическая работа по этому направлению. Мы добиваемся от ЕС получения мандата, который они должны предоставить странам-членам Евросоюза на снятие таких ограничений. Я искренне надеюсь, что в течении следующего года мы сможем такие ограничения снять либо в рамах Открытого неба, либо в рамках двухстороннего соглашения, которое мы подпишем с каждой отдельной страной.

Читайте также: Павел Рябикин: «Мы точно не будем доплачивать за привезенных к нам пассажиров»

Есть ли перспектива у внутренних авиаперевозок?

Перспектива есть. Чтобы мы возобновили полеты внутри страны, нам необходимо вернуться к сети аэропортов. Сегодня основные работающие аэропорты – это Львов, Ивано-Франковск, Черновцы, Винница, Киев, Одесса, Днепропетровск, Запорожье, Харьков. Начинают появляться Николаев, Херсон. Но многие областные центры по-прежнему не имеют своих аэропортов.  Они когда-то были, в советские времена это все было связано, локализировано, сейчас эта система разрушена. Во время принятия Национальной транспортной стратегии нам нужно говорить о программе развития региональной авиации. Здесь нужно идти по принципу разделения ответственности. Во многих городах аэропорты переданы местным властям, но за государством остается функция ремонта и содержания взлетно-посадочной полосы. Мы должны договариваться – муниципалитет и бизнес создают аэропортовый комплекс для обслуживания и приемки пассажиров, а государство занимается поддержкой взлетно-посадочной полосы. В этом году мы нашли средства для финансирования и достройки взлетно-посадочного комплекса аэропорта Одесса – 500 миллионов грн., аэропорта Винница (200 миллионов), Черновцы (100 миллионов). Думаю, в следующем году у нас появится финансирование на другие проекты. Но опять ж, инициатива идет от местных властей.

Когда для украинцев самолет станет не роскошью, а обычным средством передвижения?

Мы уже видим тенденцию к снижению стоимости билетов. Мы должны создавать условий для конкуренции среди авиалиний. Посмотрите на авиарынок Европы, где очень огромная конкуренция и за счет этого идет снижение стоимости билетов. На ценообразование билетов влияет стоимость топлива, которая зависит от цен на нефть. Нефть подешевела по сравнению с 2008-2009 годами почти в 2 раза, соответственно стоимость авиационного топлива снижается.

Читайте также: Денис Костржевский: Все авиакомпании сейчас стремятся удешевить стоимость билета

Кто-то сможет в Украине полноценно конкурировать с МАУ?

Конечно. Мы же не сможем закрыть сегодня небо для Европы и не пустить сюда европейские компании. Они будут заходить, потому что им сегодня в европейском сегменте очень тесно. Как только будут созданы соответствующие технические условия, будут построены нормальные взлетно-посадочные полосы, которые смогут работать не только в дневное и ночное время, это само определит приход авиакомпаний.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.

 
 

Свежие новости раздела:

“Нас ждет большая война”: Савченко предрекла Украине роль полигона (видео)

Внефракционный народный депутат Надежда Савченко считает, что через пять лет мир охватит глобальная война, в которой Украина станет полигоном. Об этом она заявила в эфире Телеканал ZIK. "В законодательном..

Большинство россиян надеются на нормализацию отношений с Украиной

Подавляющее большинство россиян – 78%, надеются на восстановление отношений с Украиной. Об этом свидетельствуют данные опроса всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Так, 40% опрошенных..

General Electric и “Укрзализныця” подписали соглашение на миллиард долларов

ПАО "Укрзализныця" и американская многоотраслевая корпорация General Electric подписали контракт на сумму в 1 млрд долларов. Присутствовавший на подписании документа президент Украины Петр Порошенко заявил, что..

В КГГА планирует зарабатывать на парковке 1,5 миллиона гривен в сутки

Мэр Киева Виталий Кличко заявляет, что город может получить значительные средства благодаря внедрению системы парковки. На данный момент муниципалитет ожидает подписания законопроекта о парковке..

В Украине могут увеличить штрафы за превышение скорости

И. о. главы Государственного агентства автомобильных дорог "Укравтодор" Славомир Новак считает необходимым увеличить суммы штрафов за превышение скорости на дорогах, а также усилить штат полиции. Об этом..

Загрузка...
 
 
Топ-тема
Опросы Опрос

Какое наказание заслуживает виновница кровавого ДТП Зайцева ?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Больше
Главные новости