Синий свет, успокаивающая музыка и ультразвук для подростков - вот самые популярные методы для подсознательного воздействия на пассажиров в общественном транспорте Японии. Успешный японский опыт уже перенимают мировые города-миллионники, отмечает CityLab.

В Японии находятся самые многолюдные железнодорожные станции мира. Чтобы справляться с высокой загруженностью, психологические уловки здесь выходят далеко за рамки понятных указателей, продуманных карт и полностью слышимых объявлений.

Фото: flickr.com/can185-way

Работа железных дорог Японии построена на “теории подталкивания” (nudge theory) экономиста Ричарда Талера. Она является одним из видов «мягкой силы», повышающей вероятность достижения социальных целей. Талер утверждает, что ее действие не менее эффективно, чем прямое принуждение или рекомендация. Упорядоченность общества в Японии воспринимается как данность. Местные пассажиры знают, например, как лучше расположиться на эскалаторе. Обычно люди стоят справа, а проходят слева. Оптимально же эскалатор загружен, когда пассажиры располагаются в два ряда. Этот метод в 2016 году лондонская подземка применила, чтобы увеличить пропускную способность на станции Холборн.

Также японские системы используют мелодичные сигналы вместо истошных зуммеров. Цель 7-секундных мелодий - уведомить о предстоящем отъезде поезда, не вызывая беспокойства. Пассажиры под эти звуки перестают спешить и травмироваться, проскакивая в закрывающиеся двери. Для разработки сигналов в 1989 году привлекли компанию Yamaha и композитора Хироаки Иде. Большинство станций теперь имеют свои собственные мелодии. Правда, живущие по соседству со станциями жалуются на бесконечные повторения одного и того же. Зато травматизм сократился на 25 %.

В борьбе с молодежной преступностью японцы тоже применяют звуки. Для рассеивания толпы подростков распространяют специальный ультразвук. Частота 17 килогерц обычно может быть услышана только в возрасте до 25 лет. Затем анатомия слухового аппарата изменяется и способность слышать ее утрачивается. Так что пассажиры постарше ничего не замечают.

Фото: flickr.com/kinpi

Гораздо более серьезным является использование успокаивающих синих огней на определенных участках платформ для уменьшения количества самоубийств. Самоубийства в целом являются серьезной проблемой для Японии. Основываясь на теории, что воздействие синего света успокаивает и улучшает настроение, на ж/д станциях в начали устанавливать эти панели еще в 2009 году. Подход оказался неожиданно эффективным. За 10 лет число суицидальных попыток на станциях с синими лампами снизилось на 84 %. Эту идею теперь внедряют в Великобритании.

Фото: Allan Richaz/CityLab

Психологические тонкости распространяются и на сотрудников японской железной дороги, которые должны озвучивать и показывать жестами любые предполагаемые действия. Считается, что так увеличивается умственное взаимодействие и снижаются операционные ошибки.

Об использовании психологических уловок в транспорте можно долго спорить, но пунктуальность японской системы впечатляет. Всего однажды руководству Западно-японской железной дороги пришлось публично извиниться. Тогда пригородный поезд покинул станцию на 25 секунд раньше графика.

 

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.