Эксклюзив
«Будь у меня хотя бы на год больше, я бы безжалостно снес «Олимпийский» - Борис Колесников
Прочтение займет 23 минут

Считаные дни остались до начала финала Лиги чемпионов УЕФА – одного из самых рейтинговых футбольных матчей, который по всему миру смотрит около 300 миллионов человек.

Киевский НСК "Олимпийский" входит в категорию элит-стадионов в рейтинге УЕФА. Но только этого недостаточно, чтобы получить право принять матч высочайшего уровня. Украинская столица обязалась перед УЕФА предоставить 2 600 номеров в пятизвездочных и четырехзвездочных гостиницах, принять и обеспечить безопасность около 60 тысячам болельщиков, организовать две зоны гостеприимства для команд, которые сыграют в финале. Экстремальную нагрузку должен выдержать аэропорт «Борисполь», принимая чартерные рейсы в дневное и ночное время.

Road to Kyiv - весь турнир Лиги чемпионов сезона 2017/18 прошел под этим девизом и стал приятным имиджевым бонусом для украинской столицы. Какова в буквальном смысле дорога в Киев? Готова ли столичная инфраструктура к наплыву болельщиков? Окупаются ли когда-то затраты государства на проведение таких масштабных мероприятий? Об этом в интервью DATA.UA рассказал Борис Колесников, вице-премьер министр - министр инфраструктуры Украины в 2010-2012 гг..

Финал Лиги Чемпионов УЕФА - серьезный экзамен для инфраструктуры принимающей стороны. Вы, как человек, который непосредственно занимался подготовкой Украины к Чемпионату Европы по футболу 2012, как считаете - Киев сдаст этот экзамен?

Прежде всего мне, как болельщику, хотелось бы увидеть в финале Лиги Чемпионов украинский клуб. И желательно «Шахтер». Но я бы не расстроился, если было бы «Динамо». К сожалению, до сегодняшнего дня еще ни один советский или постсоветский клуб с 1965 года (когда киевское «Динамо» впервые было представлено на Кубке обладателей кубков УЕФА) в финал Кубка чемпионов, Лиги чемпионов не попал. Тем не менее, мы уже на пути.

Проведение финала Лиги Чемпионов - это, конечно, экзамен для инфраструктуры. Но, по большому счету, ничего сложного нет. 6 лет назад без единого сбоя мы же смогли провести 16 матчей в 4 городах нашей страны, что мягко говоря немножко сложнее. А финал Лиги Чемпионов - это по сути событие на один день. Я уверен, что все пройдет успешно и мы еще раз покажем, что Украина, не смотря ни на какие временные трудности, во-первых - футбольная держава, а во-вторых - действительно умеет принимать гостей.

«Олимпийский» и капитальный ремонт - это немножко натянутая фраза

Если бы Украина в 2012 году не приняла Чемпионат Европы по футболу и не провела такую масштабную подготовительную работу, были бы у нас шансы принять финал ЛЧ 2018?

Если бы у нас до этого не было Евро 2012, а мы получили финал Лиги Чемпионов, нам надо было бы построить в «Борисполе» терминал D и перестроить НСК «Олимпийский». Да и начнем с того, что Киев бы не получил финал, потому что инфраструктуры нет. Но и не это могло стать главной причиной отказа. Если бы Украина не провела в 2012 году Евро и не выполнила взятые на себя в 2007 году обязательства, то лет на 10-15 о нашей стране вообще забыли бы по всем видам международных соревнований.

К Евро 2012 были построены аэропорты, стадионы, гостиницы, запущено полускоростное жд сообщение, электронный билет, отремонтированы тысячи километров дорог. Нужно ли что-то строить или ремонтировать под финал ЛЧ 2018?

Я не вижу какой-то фундаментальной подготовки к одному матчу. Мне непонятно закрытие НСК «Олимпийский» на месяц-полтора. На этом стадионе регулярно играет киевское «Динамо», иногда сборная нашей страны. Стадион, как говорится, всегда на ходу. Ну кто даст на месяц закрыть стадион «Уэмбли», «Сантьяго Бернабеу» или «Сан-Сиро»? Они всегда готовы. Другой вопрос, что постоянно появляются какие-то технологические новшества. За этим надо следить и, скорей всего, пауза в работе «Олимпийского» связана именно с этим.

Глава организационного комитета ФФУ по подготовке и проведению финала Лиги чемпионов Андрей Бондаренко заявлял, что Киев чуть было не лишился возможности принимать финал ЛЧ 2018. В частности, финал женской лиги могли перенести в Харьков или Львов из-за неудовлетворительного состояния стадиона «Динамо».

Возможно, это было бы даже большим плюсом, если финал женской лиги перенесли в Харьков или во Львов, где с чистого листа построен второй после «Донбасс Арены» современный стадион. «Динамо», конечно, легендарный стадион, но старый. А чем современней арена, тем лучше впечатление о нашей стране.

Также к проблемным моментам относили финансирование ремонта НСК «Олимпийский». Недавно завершился капитальный ремонт спорткомплекса. Почему спустя столь короткий срок эксплуатации возникла необходимость ремонтировать стадион?

Я думаю, что «Олимпийский» и капитальный ремонт - это немножко натянутая фраза. Скорее, это простая реконструкция, связанная с двумя причинами. Первое - это внедрение новшеств в системе информационных технологий, освещения, полива, которые появляются в мире. Второе - по мнению команды, которая работала над проведением Евро 2012, стадион недостаточно качественно эксплуатируется. Все растяжки, тенты надо обновлять, смазывать, проверять, а это постоянная работа. И ФФУ, и клубу-эксплуатанту надо обратить внимание на то, что мелочей не бывает. Были еще другие опасения, связанные с поведением болельщиков. 6 лет назад стадион «Олимпийский» провел 5 матчей. Да, с осени 2011 года пресса была очень негативно настроена. Но в этом же году мы сделали открытие стадиона, провели несколько мероприятий, чтоб выявить все узкие места и недостатки, на практике обучили персонал и во время проведения Евро 2012 стадион не имел ни одного замечания. Проходит несколько лет и вокруг «Олимпийского» одни скандалы. Служба безопасности стадиона или его эксплуатанта не дорабатывает. Я бы посоветовал для консультации приглашать бывшего директора Премьер-лиги украинского футбола и гендиректора «Олимпийского» Владимира Генинсона. У него не было ни одной помарки за весь 5-матчевый цикл. А там далеко непростые болельщики собирались - это ж не общество любителей котиков или фиалок.

Никто по 10 тысяч долларов за аренду двушки на Троещине платить не будет

Из госбюджета на реконструкцию НСК «Олимпийский» было выделено около 100 млн грн. А столичный бюджет на проведение финала ЛЧ выделил 25 миллионов грн. Достаточные ли это суммы?

Я не могу сказать, достаточно или нет 3,5-4 миллиона долларов.

Но Вы занимались подготовкой к Евро 2012. Тогда было потрачено 5 миллиарда долларов.

Это так, но футбольная составляющая в этой сумме не более 800 миллионов долларов. Львиная доля денег была потрачена на аэропорты и стадионы, которые надо было построить или отремонтировать в сжатые сроки. Нам оставили всего 15 месяцев. Будь у меня хотя бы на год больше, я бы безжалостно снес «Олимпийский» и построил стадион не хуже, чем «Эмирейтс» в Лондоне. На те же 65 тысяч болельщиков, но совсем другого качества. Реконструкция - это всегда дороже. Реконструируют обычно памятники архитектуры. Но «Олимпийский» - это не Мариинский дворец. Можно было, как в Берлине, сохранить всю историческую часть. Зашить внутри стадиона итальянский дворик, сохранить ту ауру Валерия Васильевича Лобановского и других легендарных футболистов и тренеров, чья судьба связана с «Олимпийским». Но восстанавливать бетон 1968 года, как будто мы реконструируем Версаль, это глупо. Хотя стадион получился хороший и, когда он заполнен, приятно на него смотреть.

По Вашему мнению, какими должны быть составляющие успешного проведения столь престижного и масштабного спортивного мероприятия?

Безопасность, транспорт, качественная инфраструктура. Но не бывает в мире такого, чтоб на время проведения масштабных мероприятий мест в гостиницах хватало прям на всех. Перед Чемпионатом Европы мы встречались с Борисом Джонсоном - он сейчас министр иностранных дел Великобритании, а тогда был мэром Лондона. Вот он говорил, что в Лондоне более 80 тысяч номеров. Но, к примеру, если проводится Олимпиада, невозможно обеспечить всех номерами. Строить дополнительные гостиницы - это инвестиции. Прошло мероприятие, которое длится один день, как финал Лиги Чемпионов, а дальше, что с этими гостиницами делать? Нам надо построить 2-х и 3-х звездочные отели, которые по ценам будут доступны всем. Почему-то у нас считают, что интурист - это какой-то Мистер Твистер, как у Маршака, или Билл Гейтс. Но это простые люди, чьи бюджеты расписаны на многие месяцы вперед, хоть они и получают более достойную зарплату, чем украинцы.

Нельзя запустить космический корабль Илона Маска из колхоза «30 лет без урожая»

А давайте попробуем посчитать, сколько туристы привезут денег в Украину. Предполагается, что в среднем один турист будет тратить 100-150 долларов в сутки. По прогнозам приедет к нам от 60 до 120 тысяч болельщиков. Финал продлится с 24 по 26 мая, грубо говоря 3 дня. Какая это приблизительно сумма?

Умножаем 500 долларов на 60 тысяч туристов. Это будет 30 миллионов долларов, которые они оставят в Киеве. Это хорошие деньги, но можно было получить и больше. Вопрос в том, что нет для этого условий. Мы начинали многое делать для развития внутреннего туризма - самого главного источника доходов. Примерно 35 тысяч билетов распределено между Мадридским Реалом и Ливерпулем, но если бы в Украине был развит внутренний туризм, могло бы приехать значительно больше гостей. У нас есть 2 исторических центра - это Киев и Львов. Есть еще beach-туризм, но с «бичами» у нас не очень. Крыма нет, остался одесский регион. Есть зеленый туризм - это Прикарпатье, Закарпатье. Можно развивать деловой туризм: Харьков, Днепр и Донецк могли бы стать треугольником промышленных центров. Как Дюссельдорф или Дортмунд, где собирается бесконечное количество выставок, конференций. Но, к сожалению, этого пока у нас нет. Поэтому заработать больше, чем 30 миллионов долларов, на финале Лиги Чемпионов не получится.

Также хочу предостеречь тех, кто не до конца понимает структуру болельщиков и структуру расходов западно-европейской семьи. Никто по 10 тысяч долларов за аренду двушки на Троещине платить не будет. Люди, которые обладают такими свободными деньгами, скорей всего прилетят чартерами, не оставят в Киеве ничего и вечером улетят. Те, кто может позволить себе отели мирового класса, давно уже все забронировали, это входит в некоторые пакеты УЕФА. А среднестатистическая семья потратит 500 долларов или фунтов. Поэтому надежды спекулянтов тщетны. Это как знаете - дурень думкой богатеет.

Большая часть денег, привезенных туристами, останется у бизнеса. А государству что-то достанется? Окупаются ли вообще затраты государства на проведение таких крупных спортивных мероприятий?

Нет никаких государственных денег, как говорила Маргарет Тэтчер, есть деньги налогоплательщиков. Это не государство потратило средства, это мы с вами их потратили. Что касается окупаемости таких мероприятий, то мы вкладываем деньги не в Чемпионат Европы и не в финал Лиги Чемпионов. Мы вкладываем деньги в инфраструктуру города, которая впоследствии даст возможность бизнесу зарабатывать больше, платить больше налогов и повышать зарплаты.

Первый раз все дорого, но без больших инвестиций не было бы ничего. Посмотрите на растущий пассажиропоток в аэропорту «Борисполь». Во Львове раньше вообще вместо аэропорта стоял курятник сталинской постройки. Посмотрите на харьковский аэропорт с новой взлетно-посадочной полосой. Про Донецкий аэропорт я не буду говорить, потому что это трагедия. Как не ругали Hyundai в свое время, сегодня все признали, что это единственный цивилизованный способ передвижения на железной дороге.

Для того, чтобы построить электронный город, нужно развязать то, что на земле

Среди гостей, которые приедут в Киев, будут в основном англичане и испанцы. Такие города как Лондон, Мадрид, Барселона - это всемирно признанные столицы умных городов, где давно внедряются технологии smart city. Киев тоже развивается как умный город. Как Вы считаете, сможет ли украинская столица в этом смысле удивить болельщиков? Является ли Киев smart city?

Нет, конечно. Нельзя запустить космический корабль Илона Маска из колхоза «30 лет без урожая». Киев еще не скоро будет smart city. Для того, чтобы построить электронный город, нужно развязать то, что на земле. Наша первая проблема - это дорожная инфраструктура. Еще в 1983-84 гг. журнал «США: экономика, политика, идеология» писал очень понятные вещи. Вот строит Walmart свой гипермаркет - на такое-то количество квадратных метров необходимо запланировать определенное количество паркомест. Не соблюден баланс - никогда не получите разрешение на строительство. А Киев уже стоит на точке невозврата. Наши девелоперы, городские и центральные власти не понимают, что еще год-два и их застройки не будут ничего стоить. Киевское жилье, которое 10 лет назад стоило от 2000 долларов за квадратный метр, упадет в цене до 300 долларов. И продать его будет невозможно, если человек 2 часа едет на работу и столько же назад домой. Уже 80 тысяч квартир не проданы, это критическая масса. Нужно вкладывать в инфраструктуру, покупать проходческие щиты, пробивать все киевские горки тоннелями. Да, это дорого, но эти деньги есть. Нужна полная детенизация экономики, только в этом случае бизнес поверит в благие намерения властей. Для этого необходимо напрочь ликвидировать все экономические подразделения всех служб, кроме Минфина. А так у нас бороться с коррупцией - это бренд. На Западе бренды Prada или Dolce Gabbana, а у нас - САП или ГПУ. Только там бренды развивают моду, а у нас уничтожают остатки украинской экономики.

Инфраструктура Киева не справляется еще и потому, что идет постоянный прирост жителей. После начала боевых действий на Донбассе, в столицу приехало много переселенцев. Smart-технологии могут упорядочить хаос?

Когда каждый год идет прирост жителей порядка 10%, пропорционально увеличивается количество автомобилей, то умные светофоры не помогут. Тут уже нужны умные эвакуаторы. Но с другой стороны людей тоже можно понять. А куда ставить машины? Если бы город построил парковки под Европейской площадью, Бессарабкой, «Олимпийским», площадью Льва Толстого, то уже разгрузил центр. А у нас до сих пор ходят непонятные личности, которые изображают из себя парковщиков. Ну а каком smart city можно говорить?

Я считаю, что если не будет дорожной инфраструктуры, то цифровая инфраструктура будет равна нулю. К примеру, как развязали пробки в Париже? Сделали мосты и тоннели. Если на правом берегу Киева есть Столичное шоссе, то аналогичное должно быть по левому, тогда мосты заработают эффективно. В мире есть достаточно городов, которые смогли развязать свои дороги. Давайте оттуда приглашать специалистов и перенимать опыт. Я не скажу, что развязать Киев – это просто. Но это точно не смертельно. Да, это десятки миллиардов долларов. Но это повысит качество жизни столицы. Еще один вопрос к smart city - уже 4 года самая проевропейская власть в мире электронный билет в городском транспорте не может сделать. А наши разработки до сих пор пылятся в Министерстве инфраструктуры. Можно брать QR-код и внедрять очень быстро.

Но при всем этом наборе проблем, Украина все же выиграет в имиджевом плане, принимая финал Лиги Чемпионов? Можно ли сравнивать эти результаты с Евро 2012?

В имиджевом плане Украина однозначно выиграет - иностранцы увидят замечательный город, добродушных людей. Что касается Евро 2012, то, конечно, это несравнимые вещи. Все-таки 16 матчей, весь мир был здесь. Но столичные и центральные власти абсолютно недорабатывают. Киев вообще без коэффициента затрат мог бы провести Чемпионат мира по легкой атлетике. Это все наш имидж, Киев был бы на слуху. Можно провести финал Лиги Европы по футболу во Львове. Вместимость «Арены Львов» - больше 34 тысяч, этого вполне достаточно для такого мероприятия. В Харькове можно проводить хорошие соревнования. Запорожье, Полтава, Днепр, Одесса простаивают мягко говоря.

В 2012 году на Чемпионате Европы по футболу CNN сказали об Украине: «Спящая красавица пробуждается». К сожалению, определенные события уложили ее в летаргический сон надолго. Но ничего бесконечного нет. Сейчас важно добиться мира, принять Конституцию, которая действительно закрепит децентрализацию, и эти два шага обеспечат экономический рост. Будем оптимистами! Всем хорошего футбола. И надеемся, что в этом десятилетии мы сыграем на украинском стадионе финал Лиги Чемпионов с участием украинской команды.

46169