Эксклюзив
«Во время финала Лиги Чемпионов «Борисполь» планирует обслужить +120% своего суточного пассажиропотока» - Павел Рябикин
Прочтение займет 21 минут

Международный аэропорт «Борисполь» готовится принять на 120% пассажиров больше во время проведения финала Лиги Чемпионов УЕФА. Это экстремальная нагрузка, но персоналу под силу с ней справиться, говорят в администрации МА. Так что, если аэропорт «Киев» все же закроется на реконструкцию, «Борисполь» сможет безболезненно принимать его рейсы. Правда, для этого придется расконсервировать терминал F.

О дальнейших планах, росте пассажиропотока, концессии и корпоратизации, согласовании слотов для Ryanair в интервью DATA.ua рассказал генеральный директор главного аэропорта страны Павел Рябикин.

Глава аэропорта «Киев» сообщил, что в связи с реконструкцией взлетно-посадочной полосы аэропорт может быть закрыт на год. Сможет ли «Борисполь» обслужить все рейсы «Киева»? Возможно, для этого «Борисполю» придется открывать терминал F?

На самом деле 24-26 мая во время финала Лиги Чемпионов «Борисполь» планирует обслужить +120% своего суточного пассажиропотока. То есть, мы технически готовы к такому количеству дополнительных пассажиров и рейсов, хотя это, без сомнения, экстра-нагрузка на персонал.

Конечно, если суточное количество самолетовылетов возрастёт до необходимых 15 для лоукост авиакомпаний и чартерных авиакомпаний - мы откроем терминал F. Кроме того, в терминале F смогут обслуживаться авиакомпании, осуществляющие point to point перемещения, которые желают обслуживаться в пиковые для аэропорта «Борисполь» часы. Напомню, они у нас заблокированы для обслуживания авиакомпаний в терминале D в связи с утренним и вечерним разлетом трансферных пассажиров.

Таким образом, если аэропорт «Киев» будет вынужден уйти на реконструкцию, это может ускорить расконсервацию терминала F.

Однако, если этого не случится, то мы планово готовимся к его расконсервации к летней навигации 2019 года.

Как Вы относитесь к возможности отдать аэропорт «Борисполь» в концессию? Что именно можно отдать в концессию?

Дело в том, что говоря о концессии аэропортов, многие путаются в значении этого слова. Концессия - это исключительное право субъекта-концессионера заниматься какой-либо деятельностью на каком-либо объекте. Объектом концессии могут стать как целостные имущественные комплексы, так и их части.

Есть также иное понимание - коммерческая концессия. У нас нечто похожее сформулировано в правилах франчайзинга. На Западе аэропорты в концессию отдают отдельные виды деятельности внутри аэропорта, например, строительство паркингов или организация общественных точек питания. В таком случае контрагент самостоятельно принимает решение, какие рестораны в аэропорту он открывает, платит определенный процент от своего объема оборота и фиксированный платеж.

Когда речь идет о большой концессии, то передан может быть целостный имущественный комплекс аэропорта «Борисполь». Все эти виды концессии достаточно сильно различаются между собой по регулированию. Существующее на сегодняшний день законодательство, к сожалению, не создает для инвесторов условий, которые его стимулируют. Я считаю, чем раньше государство откажется от функции управления государственными предприятиями, тем больше пользы будет и для предприятий, и для потребителя с точки зрения развития таких инфраструктурных объектов.

Если вы хотите знать мое личное отношение, то я считаю, что будущее аэропорта за концессией. Однако, сказать, что это произойдет в течении года, двух или пяти я не берусь.

Как концессия перекликается с корпоратизацией аэропорта?

Есть два элемента корпоратизации. Первый аспект - это реформа корпоративного управления, которое предусматривает создание Наблюдательных советов на государственных предприятиях. Второй - это создание государственных корпораций на базе государственного предприятия, где часть имущества передается в уставной фонд вновь созданной корпорации.

Аэропорт «Борисполь» очень нуждается в Наблюдательном совете. Реформа корпоративного управления - это напрямую про нас. Мы ожидаем, что в течении ближайших 5-6 месяцев состоится конкурс на Набсовет. Все, что необходимо для этого, мы сделали. Вторая часть, когда создается новое акционерное общество, это более проблематично, потому что более 70% активов нашего предприятия подпадают в разряд имущества, которое не подлежит приватизации, и не может быть передано в уставной фонд.

 

Процесс корпоратизации «Борисполя» уже начался?

Мы находимся на стадии инвентаризации имущества, завершаем этот процесс к концу этого года. Если орган управления примет решение о корпоратизации, мы сможем в следующем году к ней приступить.

Раньше «Борисполь» видел свое развитие как хабовый аэропорт. С приходом Ryanair концепция изменилась? Как будут сосуществовать хабовая и лоукост модель?

Максимально мирно и с наибольшей пользой для пассажиров. Мы сегодня можем констатировать, что «Борисполь» состоялся как хабовый аэропорт. Мы имеем больше 10 миллионов пассажиропотока, попали в разряд крупных аэропортов Европы. В структуре пассажирооборота имеем около 30% трансферных пассажиров, а это означает, что мы обслуживаем более 3 миллионов человек, которые, прилетев к нам, делают пересадку и летят дальше. Мы имеем цифру, которая по многим показателям даже выше среднеевропейского количества трансферных пассажиров.

Что касается ирландской авиакомпании, то мы сейчас согласовываем график полетов, время слотов и обслуживания. Надеюсь, что в сентябре состоятся первые полеты на Берлин. Когда количество рейсов подойдет к отметке 15 полетов в день, то мы переводим их на обслуживание в терминал F. Пока мы терминал F поставили себе в план для расконсервации на следующий год. Переведем туда чартерных перевозчиков и тех, кто позиционирует себя как лоукост-перевозчиков.

Дорого ли обойдется аэропорту «Борисполь» открытие терминала F?

Работать на два терминала чуть дороже, чем на один. Но темпы прироста нашего пассажирооборота позволяют нам надеяться, что это разгрузит нас технологически. Так будет более комфортно для наших пассажиров. Возможно, мы потеряем немного в чистой прибыли, но это временное явление. За счет наращивания пассажирооборота мы это компенсируем.  

Как удалось достигнуть консенсуса с Ryanair? Оказывал ли на Вас давление Президент?

Вы что-то знаете о том, как мы договаривались с Lufthansa, Swiss, Air Malta и другими? Но как-то же мы договорились и они летают. В договорном процессе никто никуда не торопится, здесь важно соблюсти баланс интересов. Это нормальный процесс любого коммерческого соглашения.

У нас ушел фактор публичности и появился нормальный переговорный процесс. Я очень благодарен правительству и руководству страны, что они сказали - пожалуйста, договаривайтесь, мы вас не торопим.

В мае состоится слот-конференция, на которой будут согласованы слоты для Ryanair, кроме Берлина, который уже утвержден. Что следует за получением авиакомпанией определенного слота?

В авиации слот - это время, в которое надо уложиться при наземном обслуживании, при пролете, взлете, посадке и так далее. На слот-конференции согласовывается расписание движения компаний с диспетчерскими службами по пролетам и так далее в общемировом формате. Уже в мае будет понятно, каким будет график движения воздушных судов, начиная со второй половины полугодия. И мы уже будем понимать когда и в какое время могут быть определены время вылета и прилета той или иной авиакомпании.

Т.е. согласование времени полетов - это не собственное мнение аэропорта «Борисполь»?

Мы хабовый аэропорт, а для того, чтоб обеспечить хабовое расписание, мы должны тем авиакомпаниям, которые формируют хаб, дать возможность всем рейсам слетаться, обменяться пассажирами и разлететься. У нас существуют так называемые пики - 3 часа в утреннее время и 3 часа в вечернее. Мы об этом заявляем, что это время у нас блокировано под трансферные операции. Имея расчетную пропускную способность 3000 пассажиров в час, мы уже иногда пропускаем 3100 пассажиров. Поэтому обслужить дополнительные рейсы в этот период времени мы не сможем. Мы об этом ставим в известность авиакомпании, с которыми ведем переговоры, а потом ищем возможность, в какое время им лучше прилететь. У них тоже есть свои временные рамки. Это техническая часть согласования.

 

А то время, на которое Ryanair уже продает билеты, не конфликтует со временем рейсов других авиаперевозчиков?

Они его скорее всего скорректируют. Мы с Ryanair согласовали слот на Берлин, там совершенно неконфликтное время.

Ирландский лоукостер обещает перевозить 500 тысяч пассажиров в год и ежегодно увеличивать пассажиропоток на 100 тысяч, чтобы сохранить за собой скидки. Насколько реалистично выполнить это условие?

То, что Ryanair обещает - это к ним вопрос. Их публичная позиция вам известна так же, как и мне. У нас в договоре звучит следующая формулировка - льготные условия, которые имеет авиакомпания при заходе в аэропорт «Борисполь», предоставляются безусловно в первый год и сохраняются на второй, третий, четвертый, если прирост пассажиропотока будет в пределах 100 тысяч в год. И только так мы можем предоставлять им на протяжении четырех лет льготную ставку.

А сколько пассажиров в год перевозит МАУ?

МАУ за прошлый год перевезли больше 6,3 миллионов пассажиров. Если взять тот факт, что мы перевезли в прошлом году 10,5 миллионов пассажиров, то 100 тысяч в год - это 1%.

Какой экономический эффект ожидаете от прихода Ryanair?

Прежде всего, мы ожидаем вовлечения в авиаперевозки тех слоев населения, которые раньше по каким-то причинам не могли себе позволить летать. Здесь же еще очень важен такой психологический момент, что билеты на самолет - это дорого. А вот здесь билеты на самолет совсем недорого. Мы ожидаем, что появится новый пласт пассажиров, пусть он не будет очень выгодный коммерчески для нас, с психологической уверенностью, что летать - это просто и недорого. У нас есть несколько поколений, когда молодые люди за свою жизнь ни разу не летали на самолете, потому что сформировалось мнение из 90-х, что летать - это очень дорого, поэтому надо добираться на автобусе, на поезде. И этот момент привел к тому, что внутренние перевозки свернулись. А чем меньше людей летает, тем дороже становится билет. Этот процесс надо развернуть в обратную сторону.

Год назад Вы говорили о том, что «Борисполь» точно не будет доплачивать Ryanair за привезенных пассажиров. В итоге аэропорт все-таки дал ирландцам ставку в $7,5.

Эту ставку получает любой перевозчик на весь прирост пассажиропотока, который он покажет начиная с этого года.

Ставка $7,5 - это обслуживание по себестоимости?

Эта цифра близка к себестоимости. Но от этого мы не перестаем быть доходным предприятием.

Кабинет министров снизил аэропорту "Борисполь" норму отчисления чистой прибыли в госбюджет с 75% до 40%. Не является ли это компенсацией за сниженный тариф для Ryanair?

Это связано с другим аспектом. Вот те темпы прироста пассажирооборота показывают, что у нас возникнет необходимость развития инфраструктуры быстрее, чем когда-то планировалось. Если эти темпы сохраняются еще 2-3 года, то у нас есть необходимость быстрее реализовывать инвестиционные проекты, которые позволяют нам увеличить пропускную способность. Снятие нагрузки по платежам в бюджет и вызван тем, что у нас потребность в инвестициях будет очень значительная.

Льгота для "Борисполя" будет сохранятся при условии, если 35% прибыли предприятие потратит на капитальные инвестиции и выполнение международных обязательств. Куда будете тратить деньги?

Прогнозирую, что на протяжении следующих 5 лет у нас будет очень высокая потребность в инвестиционном развитии. Мы запроектировали новые перроны, новые терминальные блоки, реконструкцию новой взлетно-посадочной полосы второй, это строительство целого ряда объектов на территории аэродрома и аэропорта. Мы защитили эти планы, правительство пошло нам на встречу, снизив для нас нагрузку по отчислениям в бюджет. Хотя мы все равно так или иначе будем привлекать заемные средства, но чуть меньше, чем планировали.

 

Переговоры о переходе из аэропорта «Киев» в «Борисполь» с WizzAir ведутся?

Коммуникации со всеми авиаперевозчиками ведутся беспрерывно. Причем независимо от того, выполняют ли они полеты в наш аэропорт. Мы пытаемся выстраивать бизнес-кейс возможного взаимодействия в дальнейшем. WizzAir мы достаточно часто принимаем на запасной в «Борисполе». Эта компания активно работает в Украине. Поэтому да, мы ведем переговоры.

Строительство одного большого терминала на месте B и D - что предполагает этот проект? Когда будет реализован?

Мы подготовили концепцию развития аэропорта «Борисполь» до 2045 года. Сейчас эта концепция находится на утверждении в Кабинете министров. Мы ее презентуем, когда она уже будет утверждена. Вообще терминал D был построен не на своем месте. Он должен был быть недалеко от терминала В. Но в момент, когда подошел японский кредит в этом месте был земельный спор, поэтому нельзя было начинать строительство на спорной территории.

Этот год «Борисполь» планирует закончить с цифрой 12,5 миллионов обслуженных пассажиров. За счет чего растет пассажиропоток?

Структура пассажирооборота в аэропорту сейчас такова: почти половина - это пассажиры регулярных рейсов, 30% - трансферные пассажиры, 24% - это чартерные рейсы. Прирост чартерных перевозок самый высокий - в этом году темп увеличился на 50%. Это туристические направления - прирастают Египет, Турция, Тунис, Черногория.

Все показатели говорят о том, что у нас может быть прирост в 20% за этот год. Но здесь сильно влияют внешние факторы. К примеру, чартерный пассажир - это фактор стабильности гривны.

Но при сохраняющихся тенденциях мы имеем шанс на 20-процентный прирост пассажиропотока, который даст 12,5 миллионов пассажиров в 2018 году.

К 2045 году аэропорт «Борисполь» подходит к тому периоду, когда инфраструктуру уже расширять будет некуда.

Это будет предел его возможностей, когда аэропорт выйдет на свою максимальную мощность.

Аэрпорт «Киев» тоже сильно не расширит свои инфраструктурные возможности. Когда нужно начинать строить третий аэропорт?

Мое мнение, что уже сейчас надо готовить почву, потому что аэропорт можно еще рассматривать как якорь инфраструктурного роста для микрорегиона. Если сейчас начать финансировать аэропорт, например, в Гостомеле, то Гостомелю будет от этого только лучше. И Киеву от этого тоже будет только лучше, потому что среднедневная миграционная волна из Гостомеля в Киев будет меньше - там будет больше рабочих мест. Но кто-то считает, что надо, чтоб аэропорт «Борисполь» исчерпал свою пропускную способность и тогда мы начнем строить другой аэропорт. Это более экономично с точки зрения доходов бюджета, но с точки зрения развития инфраструктуры и роста экономики, на мой взгляд, это менее эффективно. Но это уже вопрос к правительству - какие приоритеты они расставят.

2870