Эксклюзив
«Вузы начали торговать условным фаст-фудом» - Игорь Новиков о системе образования в Украине
Прочтение займет 22 минут

Технологии стремительно меняют нынешнюю систему образования: если раньше для получения новой специальности необходимо было провести 5 лет в вузе, то сегодня  это можно сделать за несколько месяцев и не выходя из дома. О будущем украинского образования, кредитовании студентов и навыках, которым необходимо обучаться в ближайшие годы в интервью DATA.UA рассказал глава SingularityU Kyiv Chapter и руководитель направления «Будущее»  на iForum Игорь Новиков.

Расскажите о  деятельности Университета Сингулярности, и какая его миссия в Украине?  

Университет Сингулярности сегодня представлен более чем в 65 странах мира. В каждой стране по-разному - есть страны, в которых полноценные огромные кампусы, а есть страны, где представлены только небольшие сообщества выпускников.

Украина находится где-то посередине: у нас нет огромного кампуса, и сейчас экономическая ситуация не позволяет даже об этом задумываться. С другой стороны, у нас есть мини-кампус и большое сообщество, мы стараемся как можно больше проводить разных мероприятий, лекций, образовательных программ, для того, чтобы доносить до украинцев последние инновационные новинки, тренды, информацию о переменах в мире.

У университета простая, но очень амбициозная миссия – вдохновлять, обучать и давать инструменты лидерам завтрашнего дня для того, чтобы они смогли поменять мир к лучшему. Сегодня ввиду скорости и масштаба перемен в мире человечество стоит перед огромным количеством вызовов и угроз. Одна из задач университета, имея знания, понимание и доступ к технологиям, попробовать решить эти проблемы.

То есть, это не формат привычного образования?

Внутри  университета есть такая шутка, что мы не совсем университет и не совсем сингулярности. Если рассматривать нас в контексте привычной, консервативной системы образования, то мы не университет. Изучая технологии, невозможно использовать подход классического высшего или специализированого образования. Перемены происходят так быстро,  программа меняется так часто, что мы даже законодательно не имеем права выдавать дипломы. Так, например, в США есть закон, который запрещает вузу получать статус высшего учебного заведения, если его программа меняется чаще, чем раз в год.

В технологиях всё устроено по-другому. Я люблю приводить пример игры чемпионов мира по покеру с искусственным  интеллектом (ИИ). Часть экспертов называли победу ИИ невозможной, так как покер – это игра с неидеальной информацией. Но это получилось – нейронная сеть обыграла человека. Если эту новость представить в контексте классического университета, то что же получается: как минимум, год в учебниках будет расписано, как и почему этого не может произойти?

Огромная часть образования будущего связана с новостями о переменах, а не с дипломами. В принципе, это нормально в мире, в котором учебники печатаются дольше, чем  радикально меняются целые индустрии.

Изучая технологии, невозможно использовать подход классического высшего или специализированого образования

Как Вы оцениваете систему образования в Украине? Какие нововведения в ней необходимы?  Возможно ли ее перезапустить и «достучаться» до Министерства образования?

Я, мягко говоря, не очень положительно отношусь к существующей  системе образования. Что касается необходимости «достучаться» до Министерства образования, может, я вас удивлю, но мне не кажется это необходимым – оно здесь не при чём.

Система образовательного процесса с точки зрения контента, подходов и методик, которые она дает, устарела настолько, что в принципе даже имея доступ в вуз, все равно приходится учиться самостоятельно. Из плюсов – вся информация для большинства востребованных специальностей находится в свободном доступе в сети. Общаясь с большим количеством студентов, могу сказать, что для них вуз является скорее социальной средой и провайдером «бумажки» в конце, а не основным источником знаний.  

Сегодня вместо того, чтобы воевать с Министерством образования и что-то радикально менять в государственной системе, мы должны объединить усилия и строить альтернативную систему, ведь не только мы, но и мир в целом ещё не пришел к какой либо стабильной модели нового образования. Законодательство на сегодняшний день ограничивает только выдачу дипломов.

Мы живем в стране, в которой законодательство не запрещает учиться в интернете. Мы можем построить альтернативную систему образования, и когда государственная система решит, что она готова к переменам, то она может присоединиться и влиться в эту модель.  Мне кажется, что реформа высшего образования – это не тот случай, когда есть смысл воевать с государством, все инструменты, чтобы строить альтернативы и добиваться конечной цели есть.

Я против государственных вузов, как показывает практика, частники гораздо эффективнее, особенно ввиду сложившихся обстоятельств: повальной коррупции, кумовства и неопределенности завтрашнего дня. Необходимо действительно пересматривать финансирование  системы образования: финансироваться должны не вузы, а студенты и наука. Если мы присмотримся, например, к американской модели, то вся система построена таким образом, чтобы поощрять студентов не только делать осознанный выбор по части высшего образования, но и потом применять свои знания, работать и приносить пользу экономике.

Как необходимо финансово мотивировать студентов?

Большинство студентов не могут позволить себе высшее образование, и есть разные способы решить эту проблему. Мы можем, например, присмотреться к модели «деньги ходят за студентом», которую сейчас обсуждают в Украине.

Также мне нравится модель кредитования, когда студент может легко взять доступный кредит на образование. Если посмотреть на США, то там много людей принимают решение не получать высшее образование, так как не могут себе этого позволить или не хотят залезать в долги перед государством или частником. С другой стороны  - это нормально, это взрослый осознанный выбор. Если я хочу стать юристом, и я вижу свое будущее в этом, то я беру кредит. В первую очередь, я буду максимально заинтересован в том, чтобы хорошо учиться и работать в этой профессии. Я не говорю, что такая модель должна быть универсальной, но и игнорировать её - глупо.

Даже имея доступ в ВУЗ, все равно приходится учиться самостоятельно

В Украине есть практика, что первое высшее образование выбирают родители.

Да. Я получал образование в Британии и мое первое высшее – юридическое. Почему? Потому что платили родители. Я, как не гражданин Великобритании, не мог взять кредит на образование, при этом мои сверстники англичане спокойно брали кредиты и сами  принимали решения на кого им учиться. Сейчас они довольно успешны в своей профессии. Я же свои юридические знания применяю крайне редко, ни дня не проработал по специальности.

 Если мы введём систему кредитования, то у студента будет возможность взять деньги не у родителей, а привлечь их у частника или государства. Тогда эта система будет работать, и человек будет нести ответственность за свой выбор. А так родители заплатили, и у студента нет мотивации учиться на нелюбимую  специальность. В итоге на рынке труда появляется ещё одна малоэффективная единица: например дипломированный юрист, который не любит свою профессию, не знает ничего о ней (потому что прогуливал пары или “купил” диплом). При этом страна не досчиталась в его лице хорошего врача, которым наш студент хотел стать, но родители были против.

Сегодня есть множество онлайн-программ, и такой метод обучения с каждым годом становится все более популярным.  Можно ли говорить, что через 5-10 лет он заменит привычное стандартное обучение в школе\университете?

И да, и нет.  Естественно, это огромный тренд и на сегодняшний день есть возможность очень дёшево оцифровывать образовательный контент: то, что раньше   требовало доски, мела и учителя, чтобы стать доступным 30-ти студентам, сейчас требует дешевой видеокамеры и микрофона, чтобы стать доступным миллионам. Оцифровав все, что можно в образовании, мы заберем аргумент у старой системы, что нельзя проводить радикальные трансформации и уберем барьер на доступ к знаниям. Вузам придётся задуматься - зачем они нужны. На самом деле первоочередная задача вуза -  это не пережёвывать знания и строить конвейер, а быть источником нового, то есть, искать пробелы в знаниях и их дополнять. Вузы об этом забыли и начали торговать условным фаст-фудом.

С другой стороны, есть вещи, которые неэффективны в онлайн  модели образования. Цифровые, текстовые курсы сугубо теоретические и не контролируют мотивацию и внимание студентов. На паре преподаватель фокусирует ваше внимание. Если в пятницу вечером после трёх банок пива вы смотрите ту же самую лекцию в интернете, она может быть менее эффективной. Еще одна проблема – это социализация, человек все больше и больше уходит в сеть.  Вуз в том числе - это большое сообщество и сам факт офлайнового образования в среде себе подобных приносит огромную пользу.

Например, весь материал, который я получил, учась на одной из программ Университета Сингулярности в Долине, я мог бы получить и в интернете, но в интернете за одной партой со мной бы не сидели Дэн Ариэли и главы ведущих корпораций мира, с которыми я до сих пор общаюсь и дружу.

До появления каких-то прорывных технологий, стандартизации рынка дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта, блокчейна  я думаю, на рынке будет доминировать смешанная модель образования: часть контента будет вынесена в сеть, а часть будет доноситься до студентов в офлайне.  

Вуз является скорее социальной средой и провайдером «бумажки» в конце, а не основным источником знаний

Вы много говорите о том, что человеку необходимо обучаться на протяжении всей жизни. Без какого набора знаний не обойтись в ближайшие 2-3 года?  

Если говорить о навыках, то  первое – это умение учиться и разучиваться. Дальше – это развитие эмпатии, причем всех её видов. Я бы еще уделил бы время таким навыкам, как умение общаться, работать с людьми и критическому мышлению.

Если говорить о сферах, то это технологии, каждый человек должен иметь представление хотя бы на уровне «чайника», что такое экспоненциальные технологии, так как они сейчас заходят во все сферы и радикально их меняют.

Человек должен также интересоваться педагогикой, так как масштабирование знаний – это не только эффективный способ учиться, но и один из основных ключей к процветанию нас в будущем

Знание иностранных языков?

Языки – развивают самого человека, но не являются обязательными с точки зрения выживания. Мой телефон сейчас говорит на всех языках мира, при том, что ему 2 года, а это в нынешнем мире означает, что он сильно устарел. Естественно, что этот процесс не стоит на месте, если сейчас телефон переводит с голоса и  текста с любого языка на любой язык, то через несколько лет он уже будет делать это синхронно и моим голосом говорить за меня.

Изучение иностранных языков – это важно с точки зрения коммуникативных возможностей, которые я бы настойчиво рекомендовал развивать, но точно не ценой всего остального.

Любая технология имеет плюсы и минусы, причем они примерно равнозначны

Как вы видите будущее Украины, и какую роль в нем занимают новые технологии?

Технологии будут занимать ключевое место в будущем Украины через 5-7 лет, если этого не произойдёт, то Украины не будет. Если мы сейчас не уделим должное внимание инновациям, то государство перестанет существовать.

Последние разработки Boston Dynamics говорят о том, что  появление человекоподобных роботов – это вопрос времени. Сколько, по Вашему мнению, пройдет лет перед тем, как это станет массовым явлением?  

Массовая роботизация уже давно произошла, если мы посмотрим на львиную долю производства сегодня, то в процессе учувствуют роботы, а не люди. Та же Тесла  и большинство авиапроизводителей используют роботов, единственное - это не человекоподобные роботы а-ля Atlas от Boston Dynamics.

Если говорить конкретно о человекоподобных роботах, то еще должно пройти определённое время и не потому, что их сложно производить, а потому, что они пока банально не нужны. Если я хочу чтобы робот делал мне кофе - это не оправдывает создание сложнейшего человекоподобного механизма, достаточно условной кофеварки с колесиками.

Массовое проникновение в рынок человекоподобных роботов, не хайповое и трендовое, а полностью оправданное произойдет после того, как робот будет подобен человеку не только в физических, но и умственных возможностях. А это, как минимум, 10 лет, а скорее больше. Если мы посмотрим на роботов, которые обслуживают гостиницы, больницы, такие как Pepper, то это скорее игрушка, чем будущее.  

Что касается робота-собаки Spot mini, мы увидим его на рынке в этом году. Boston Dynamics начинает их продавать по довольно гуманной цене, так что, думаю, рынку понадобится максимум 1-2 года, чтобы сформировать применение этим роботам.  

Технологии будут занимать ключевое место в будущем Украины через 5-7 лет, если этого не произойдёт, то Украины не будет

Существует масса примеров, когда новые технологии используются в негативных целях. Те же дроны используют наркокартели, видеонаблюдение - службы безопасности и т.д. Не станем ли мы заложниками собственных разработок?

У технологий есть один нюанс – преступный мир более «открыт» к новинкам, чем мы – законопослушные граждане, скованные законами и нерешительностью. Когда появляется, например, новый дрон, то он попадает, в основном, в руки преступников, так как у них нет регулятора и законов, которые говорят что можно, а что нельзя. Преступнику не нужно дрон сертифицировать, испытывать, прописывать правила использования. Зло в этом вопросе всегда находится в более выгодной позиции.

Любая технология имеет плюсы и минусы, причем они примерно равнозначны. Пример 3-D принтеров: на них можно напечатать человеческую кость, а можно пистолет. И таких примеров много. Все сценарии возможны, и зависит это не от технологий, а от нас. Как мы поступим с тем, что мы изобрели - это будет основным фактором того, в какой мир мы придём.

Загадывать я бы не хотел, это уже субъективное отношение к человечеству и каждому отдельно взятому индивидууму. Здесь я, скорее, циник и пессимист, чем оптимист.

На прошлом iForum Вы дали несколько кейсов для стартапов. Что из этого получилось?

Из этого не получилось «единорогов» (хотя, справедливости ради на них я и не рассчитывал), но на самом деле в той или иной форме все эти проекты воплощаются. Один совместно с крупной корпорацией в Украине, второй в виде партнерства большого бизнеса и стартапов. Думаю, они будут развиваться.

На этом примере я очередной раз я себе доказал, что одной возможности недостаточно. Необходимы также вера в то, что ты делаешь, здоровая доля авантюризма, связи и конечно же удача. В этом году я обязательно отчитаюсь по тому, что было сделано.

Почему в этом году стоит прийти на поток «Будущее» и на iForum в целом?

Это крупнейшая конференция, огромное количество спикеров, много сцен, тысячи человек. Поток, который веду я, сильно трансформировался в этом году. Мы убрали потоки «Образование» и «Инновации» и объединили их в один - «Будущее». Он интересен тем, что все спикеры - люди, которые влияют или уже повлияли на реальность вокруг нас. Если вам интересно, какими будем мы и наша страна через 3-5 лет – обязательно приходите!

2109