Эксклюзив
"Интерпайп": «Частный локомотивный парк» – просто лозунг, не подкрепленный конкретикой
Прочтение займет 8 минут

«Интерпайп» производит более 300 видов ж/д колес фактически для всех стран, где есть железная дорога. Наиболее востребована украинская колесная продукция в странах СНГ - в 2018 году объемы продаж составили 39%. Внутренний рынок на втором месте — 33%, Европа на третьем - 22%. Всего в прошлом году компания реализовала 10,5 тыс. колесных пар, 2,7 тыс. из которых были собраны на собственных мощностях, остальной объем произведен на партнерских заводах.

О частной тяге, планируемом повышении ж/д тарифов и перспективе развития украинского рынка в интервью DATA.ua рассказал директор по экономике и финансам компании "Интерпайп" Денис Морозов.

О частной тяге и законопроекте

Какая позиция компании по вопросу введения частной тяги в Украине?

Нужно понимать, в чем суть частной тяги. Просто иметь в собственности локомотив — это в Украине уже существует. Вопрос в другом: как этот локомотив будет допущен на ж/д пути общего пользования. Кто будет управлять графиком его перемещения? Это будут коридоры или логистический центр? Когда это будет понятно, тогда можно говорить о введении частной тяги и нашей позиции по этому поводу.

В новом законопроекте «О железнодорожном транспорте» Вы увидели ответы на эти вопросы?

Нет. Сегодня остаются вопросы по поводу именно логистики, как будет двигаться транспорт, кто будет принимать решения по допуску его на железную дорогу, в какие коридоры и в какое время. Ответов на сегодня нет.

В целом у нас есть определенные маршруты, особенно до портов или до границ с Европой. На этих маршрутах мы регулярно перевозим большие объемы грузов. Если бы дали определенный коридор, то конечно нам было бы это интересно. Тогда компания оценит целесообразность инвестиций в частную тягу.

Но на сегодня сказать, что в законопроекте есть ответы на все вопросы, я не могу. Пока «частный локомотивный парк» – просто лозунг, не подкрепленный конкретикой.

По Вашему прогнозу, если примут законопроект «О железнодорожном транспорте», когда появится частная тяга?

Есть очень много подводных камней. Их нужно решить. Может и примут законопроект, но он не будет работать. Чтобы в Украине заработала частная тяга, нужно принять законопроект и нужно еще какое-то время, чтобы научились управлять этим сектором. Думаю, что после принятие законопроекта должно пройти еще 2-3 года.

 

О повышении тарифов

Как повышение «Укрзализныцей» ж/д тарифов отразится на компании?

Смотря на сколько процентов будет рост тарифов. Любое повышение должно под собой подразумевать какие-то действия взамен. Проблема «Укрзализныци» в том, что в ж/д ведомстве хотят просто поднять тариф, но это не решение проблемы. Что в ведомстве предложат взамен? Как поменяется ситуация с подвижным составом? Как изменится скорость доставки грузов?

Если мы на этом заработаем и нам это принесет экономический результат, то мы готовы платить. Но если поднять тариф и оставить все на текущем уровне, то это бессмысленно. Тогда эти деньги, которые получит УЗ, ничего не дадут рынку.

 

О тендере на металлолом

"Укрзализныця" в 2018 году начала продавать металлолом через Prozorro. Не так давно УЗ повторно объявила тендер (первые торги не состоялись) на продажу 16,1 тыс. тонн лома за 118,1 млн грн. Но «Интерпайп» в тендере не участвовал. Почему? Каких условий Вы ожидаете, чтобы принять участие в тендере?

Ключевая проблема этого тендера — лом отгружается на условиях EXW. По сути, продаваемый лом разбросан по площадкам "Укрзализныци" по всей Украине. Мы, покупая этот металлолом с мест хранения в "Укрзализныце", не получаем никаких гарантий: ни по погрузке, ни по охране и т.д. То есть, «Укрзализныця» предлагает на ее собственной площадке договариваться об условиях погрузки лома. При этом не понятен ни тариф на погрузку, ни кто этим будет заниматься.

С другой стороны, в контракте прописано условие 100%-ной предоплаты. После, если компания в сроки не забирает этот лом, к ней будут применяться штрафные санкции.
Мы считаем этот контракт рискованным для нас: мы можем заплатить за товар, а в ответ получить штрафные санкции и вдобавок остаться без лома.

Поэтому позиция «Интерпайпа» заключается в том, чтобы вернуться к условиям реализации, когда "Укрзализныця" погружает лом в вагоны и выставляет на продажу, то есть, на условиях FCA. Тогда мы готовы участвовать в тендере.

Есть ли ответная реакция от "Укрзализныци" на Ваши замечания?

В «Укрзализныце» сообщили, что услышали нас, вопросы будут в дальнейшем согласовываться в рабочем порядке. В целом, следует сказать, что ж/д ведомство обладает значительными запасами металлолома: около 20 тыс. вагонов подлежат списанию, еще около 45—50 тыс. лома лежит на площадках.

 

О перспективе украинского рынка

Вы считаете украинский рынок перспективным для сбыта своей продукции?

Сегодня в этом вопросе очень важна позиция «Укрзализныци». У перевозчика на сегодня изношен парк вагонов, они должны строить вагоны. Если УЗ будет строить — это хорошая перспектива для рынка, если на это не будет средств — тогда не очень хорошая перспектива.

На сколько компания нарастила продажи на отечественном рынке в 2018 году?
В 2018-ом рост обновления подвижного состава «Укрзализныцей» стал главным драйвером спроса на железнодорожную продукцию в Украине. Продолжение цикла высокого потребления грузовых колес в Украине позволило нам нарастить продажи на внутренний рынок на 39% — до 62 тыс. т. Почти половину этого объема составили поставки в адрес УЗ. Однако в абсолютных числах продажи в Украине еще далеки от предыдущих лет. Например, в 2011—2012 гг. внутренний рынок потреблял около 110 тыс. т, а сейчас мы продаем в Украине существенно меньше колес, чем в 2011 г.

Какой дефицит вагонного парка у УЗ?

«Укрзализныце» в данный момент нужно построить около 50 тыс. новых вагонов. Кроме того, большое количество подвижного состава нужно ремонтировать.

2287