Эксклюзив
«Борисполь» VS «Жуляны». Скидки преткновения
Прочтение займет 11 минут

Переход авиакомпании «SkyUp» из Международного аэропорта «Киев» («Жуляны») в МА  «Борисполь» повлек разговоры о неравных условиях работы. По словам представителей «Жулян», решение авиаперевозчика обусловлено скидками, которые может предоставить ему «Борисполь». В том числе, речь шла о перспективном дополнительном «бонусе» от аэропорта – эксклюзивной ставке аэронавигационного сбора. Министерство инфраструктуры опубликовало соответствующий проект приказа на прошлой неделе. О природе скидок «Борисполя» и их влиянии на авиарынок DATA.UA рассказал руководитель авиахаба, Павел Рябикин.

Действительно ли переход «SkyUp» в «Борисполь» - это экстренное решение авиакомпании или переговоры велись давно?

Аэропорт «Борисполь» находится в постоянном переговорном процессе с авиакомпаниями. Решение перевозчика о начале сотрудничества с аэропортом, как правило, подтверждается длительным анализом рынка и сопоставлением многих бизнес-факторов.

Что повлияло на положительное принятие решения - тот факт, что «Борисполь» открывает терминал F, наличие более совершенных технических характеристик ВПП, скидки от аэропорта  или все в комплексе?

Данный вопрос корректнее было бы адресовать руководству авиакомпании. Мы располагаем официально опубликованной перевозчиком информацией, и можем комментировать лишь ее. Относительно причин перехода авиакомпании, согласно их информационному сообщению, то дело по большей части не в сборах, а в длине взлетно-посадочной полосы аэропорта «Киев». Недостаточные параметры создавали ряд затруднений для перевозчика. Решение было принято авиакомпанией и мы, как аэропорт, не предлагали эксклюзивных условий - все в рамках публичной оферты.

 

В аэропорту «Киев» полагают, что SkyUp переводит свой флот в «Борисполь» из-за сниженных ставок аэронавигационного сбора. Расскажите детальнее, что это за сбор, кому он платиться и кто его утверждает?

Аэронавигационный сбор - плата, которую берет государство в лице «Украэроруха» с авиакомпаний за то, что те используют воздушное пространство страны и инфраструктуру, необходимую для обеспечения полетов и их безопасности. Этот сбор, его размер утверждается Приказом Министерства инфраструктуры Украины. Насколько я помню, крайние изменения были еще в 2010 году и повышение составило в среднем 25 процентов. Тогда причины увеличения сбора объясняли инфляцией 2009 года и ростом членских взносов Украины в Евроконтроль. Рынок воспринял повышение с возмущением, но изменения так и остались в действии.

В декабре прошлого года, если помните, МАУ с «Украэрухом» поднимали вопрос об аэронавигационных сборах в СМИ. Авиакомпания сравнивала размер платы за такие услуги в аэропортах Украины и в других аэропортах мира, а также называла необоснованными и завышенными сборы в нашей стране. В свою очередь «Украэрорух» говорил о неуплате сборов авиакомпанией. Это был процесс "обсуждений" между авиакомпанией и госпредприятием, обслуживающим воздушное движение Украины - аэропорты не являются стороной договора и поэтому не вмешивались в этот процесс. Возможно, это послужило предпосылкой к проекту приказа о новых ставках.

Почему ставки за услуги АНО снижены только для «Борисполя»?

Данный вопрос вне нашей компетенции. Поскольку рынок авиаперевозок сейчас растущий и требует дополнительной стимуляции, приказ может быть вполне своевременным. Однако, мы считаем, что в этом вопросе следует избегать каких-то индивидуальных преференций для аэропортов, необходим равный подход. По нашему мнению, для полноценного эффективного развития киевского аэроузла, который формируют два аэропорта, необходимы единые ставки аэронавигационного сбора как для «Борисполя», так и для «Киева».

Очевидно, что изменение ставок для одного аэропорта ломает бизнес-модель другого аэропорта. Сегодня из «Киева» уходит «SkyUp» - не исключено, что завтра, к примеру,  Wizz Air заявит о своем переходе в аэропорт «Борисполь». Но разве можно в таком случае говорить об эффективном развитии столичного аэроузла?

Мы не делаем оценочных суждений о взаимодействиях на рынке. Ранее Wizz Air осуществляла полеты в «Борисполь», но в какой-то момент именно авиакомпания приняла решение о смене аэропорта. Повторюсь, для таких шагов у перевозчиков есть свои основания, продиктованные потребностями их бизнеса. Мы считаем, что разделение ставок сбора не транспарентно. Во избежание неравенства рационально было бы выровнять ставку по региональному принципу.

 

Снижением ставок сборов Министерство инфраструктуры пытается стимулировать авиаперевозчиков снижать стоимость билетов. Как по Вашему мнению, сокращение доли расходов на услуги аэронавигационного обслуживания на 15-20% - это много или мало? Достаточно для того, чтобы говорить о снижении стоимости билетов?

Стоимость билета зависит от совокупности ряда факторов. Ввиду этого определить процентную долю ставки аэронавигационного обслуживания в этой цене проблематично. Опять-таки, учитывая еще и то, что ценообразованием на авиабилеты занимается не аэропорт. Определить достаточно точно можно разве что составляющую авиатоплива, которая является основной затратной частью для авиакомпаний. Остальное – маркетинг авиаперевозчика.

В целом по какому принципу сегодня «Борисполь» дает скидки авиакомпаниям и насколько это выгодно аэропорту?

Скидки в «Борисполе» стали возможными благодаря введению в действие публичной оферты – они одинаковы для всех авиакомпаний, которые осуществляют от нас полеты. Согласно решению Министерства инфраструктуры, плата за каждого пассажира на международных рейсах снизилась с $17 до $13. Фактически ставку вернули до старого уровня, поскольку до $17 ее увеличили в 2008 году – для частичной компенсации расходов на строительство терминала D. Снятие данной «инфраструктурной» нагрузки с перевозчиков было вызвано необходимостью стимулирования захода новых перевозчиков, в том числе и авиакомпании Ryanair.

В условиях снижения сбора «Борисполь» получил возможность предложить рынку свою программу понижающих коэффициентов, создающих дополнительные скидки для всех на равных условиях. Так, мы предлагаем авиаперевозчикам скидку до 80% на два сбора – пассажирский сбор и сбор за взлет-посадку воздушного судна, которая предоставляется при приросте пассажиропотока к базовому году.

Важно отметить, сборы и скидки одинаковы для авиакомпаний, летающих как из терминала Д, так и терминала Ф, который будет запущен с началом весенне-летней навигации.

Как это сказывается на результатах работы госпредприятия?

Этот подход позволил нам создать интересные стимулы для авиакомпаний и обеспечить прирост перевозок. Однако, стало понятно, что при действии понижающих коэффициентов рассчитывать на лавинообразный рост по аналогии с 2014-2017 гг не приходится. Так, в 2017 году мы показали 22% прироста пассажиропотока, в 2018 году - 19%, а в 2019 году видим рост около 14-15%. Применение скидок также привело к замедлению финансового прироста аэропорта - на 8% в год. Это вполне ожидаемый эффект - снижение темпов прироста пассажиропотока связано с тем, что выросло абсолютное число пассажиров. При этом, финансовая составляющая зависит от системного наращивания объема перевозок в условиях действия скидок. По нашим расчетам, аэропорт снова выйдет на высокий уровень ежегодного прироста в течение ближайших 3-5 лет. Конечно же, при условии сохранения нынешних темпов роста. Мы убедились - простых маркетинговых инструментов для развития рынка уже недостаточно, реально работает именно эффективное стимулирование.

 

Фото предоставлены пресс-службой аэропорта «Борисполь»

2500