Эксклюзив
"Люди должны требовать от политиков дать им доступ к электронным сервисам", - мэр Тарту о цифровом прорыве Эстонии
Прочтение займет 9 минут

Эстония является мировым примером по внедрению сервисов электронной демократии. Именно здесь впервые прошли э-выборы, а большинство государственных услуг доступны в онлайн режиме. О развитии smart-технологий, ключе к умному городу и отказе от советской системы в интервью DATA.UA рассказал Урмас Клаас, мэр города Тарту, в котором был создан мессенджер  Skype.

Эстония считается лидером по внедрению цифровых сервисов в городскую среду. Как развивались smart-технологии в городе Тарту?

Развитие "умного"города началось с 1632 года, когда был основан всемирно известный "Тартуский университет", и очень многие технологии базируются на этом. В нем обучаются и много студентов из Украины. Всего в городе 11 университетов - это говорит о том, что здесь живут высокоинтеллектуальные люди: много профессоров, сотрудников университетов  и 20 000 студентов, есть хорошая основа для развития новых технологий.

Основной принцип "умного"города - это то, что все технологии должны быть направлены на улучшение жизни людей, в другом случае, они не будут успешно работать в городе. Никому неинтересно просто смотреть на новые высокотехнологичные вещи.

Благодаря этим технологиям молодые специалисты возвращаются из больших городов в свои родные места, так как они могут работать дома. В небольших городах хорошая экология и меньше стрессовых ситуаций.

В Эстонии почти все налоговые декларации подаются через интернет

Какие электронные сервисы работают в городе ?

Сейчас в городе работает электронная инфраструктура X-Road, с помощью которой разные государственные и муниципальные структуры могут обмениваться информацией. Например, в Эстонии почти все налоговые декларации подаются в интернете через Электронный налоговый департамент. Процедура занимает 5-6 минут, если человек плохо ориентируется в системе, и 3-4 минуты, если хорошо. В Эстонии простой налоговый закон - подоходный налог составляет 20% для всех. Пользователю необходимо просто идентифицироваться через ID-карту и после этого перед ним открывается готовая декларация.

Государство имеет право запросить у гражданина информацию только один раз, это позволяет уменьшить бюрократию. То есть, если ты предоставил информацию одному государственному учреждению, то оно должно передать данные другому. Человек может общаться с муниципальной властью города Тарту дистанционно, не выходя из дома. К примеру я, находясь на выставке Smart City World Congress в Барселоне, успел подписать несколько документов.  

Тарту стал первым городом в мире, где заработало мобильное паркование - с помощью мобильного телефона люди могут найти места для парковки. Эта система заработала около 20 лет назад. У нас ходят новые автобусы, которые работают на газе, а также развита велосипедная инфраструктура. За последние 4 года в городе построено 100 км  велосипедных дорог.

Государство имеет право запросить у гражданина информацию только один раз

ID-карту можно считать ключом к городу?

ID-карта - это доступ к городу и доступ к государству, ее могут получить как граждане, так и люди, которые имеют вид на жительство или на работу. В Тарту много иностранных специалистов и студентов, очень быстро развиваются различные международные компании.

В стране запущен проект e-Estonia и все жители являются е-гражданами. На ID-карте есть электронная цифровая подпись (ЭЦП), с помощью которой можно дистанционно подписать договор или воспользоваться другими городскими услугами. Благодаря ЭЦП Эстония экономит 2% ВВП.

Также у нас есть электронная система Arno, в которой собраны различные образовательные сервисы. Система может найти ближайший садик и школу для ребенка. В городских аптеках внедрен е-рецепт, раньше, чтобы получить лекарство нужно было идти к врачу. Сегодня можно общаться с врачом через интернет, и он может дистанционно продлить или выписать новый рецепт, а с помощью ID-карты лекарство можно получить в любой аптеке города.

Какое количество граждан сегодня имеет доступ к интернету?

Почти все имеют доступ к интернету. Если у человека нет смартфона или домашнего компьютера дома, то он может воспользоваться им в библиотеке или в интернет центре. Библиотека в Эстонии - это центр общения, человек может связаться посредством интернета с городской властью, различными министерствами. Основное, чтобы у людей был высокий уровень образования.

Благодаря ЭЦП Эстония экономит 2% ВВП

Куда более целесообразно вкладывать деньги: в физическую инфраструктуру или в IT-инфраструктуру? И какое должно быть соотношение?

Хорошие дороги, улицы, городское освещение - это очень важно, но также важно, чтобы на этих улицах были умные дорожные знаки и другие умные технологии. Сегодня с помощью смартфона можно узнавать температуру, есть гололед на улице или нет, какая влажность и многое другое.

Новые технологии должны упрощать жизнь человека и  давать людям больше времени для общения друг с другом.

Украинская столица относительно недавно занимается внедрением "умных"технологий. Какой совет Вы могли бы дать Киеву ?

В Эстонии большую роль в процессе внедрения "умных"технологий сыграла политическая воля, это самое главное. Люди должны требовать от политиков дать им доступ к электронным сервисам, а депутаты должны эти инициативы внедрять на законодательном уровне.

У нас также были различные проблемы с внедрением электронных сервисов. Например, в Эстонии можно голосовать по интернету. Мы одни из первых запустили эту возможность. Многие жители Тарту работают в различных странах Европы, а также США, но они тоже хотят голосовать и для них это удобный инструмент. Есть политические партии, которые выступают против этой инициативы, так как имеют низкий рейтинг в электронном голосовании.   

Когда Эстония получила  независимость, страна была в очень сложной ситуации. Россия ввела штрафные санкции и перестала поставлять газ и нефть. Стране нужно было найти свою дорогу и свои технологии. Мы выбрали путь евроинтеграции, а чтобы конкурировать на Европейском рынке нам нужно было оптимизировать свою производительность и продуктивность, здесь нам помогли новые технологии.

510