Эксклюзив
"Это реальный сектор экономики, за который нужно бороться" - Александр Озеран о развитии электротранспорта в Украине
Прочтение займет 16 минут

В этом году количество электрокаров  выросло на 60% по сравнению с 2017 годом. В Министерстве инфраструктуры уверены, что положительная динамика будет набирать обороты и к 2030 году украинский автомобильный рынок на 50% будет состоять из э-мобилей, а муниципалитеты будут покупать исключительно электрический транспорт.

Насколько снизятся цены на э-мобили, когда появятся сети сверхбыстрых зарядных станций и бесплатный общественный транспорт, о строительстве завода по производству электрокаров в Украине в интервью DATA.UA рассказал Генеральный директор Директората цифровой инфраструктуры МИУ Александр Озеран.

За этот год количество электрокаров выросло на 60%. По Вашему мнению, эта динамика сохранится в следующем году?

Динамика действительна такая, и, более того, регистрация электрокаров составила 5% от общего количества автомобилей, а в прошлом году было только 2%. Мы верим, что позитивная динамика сохранится. Есть опасения, что правительство не продлит отмену НДС на импорт электрокаров. Но я надеюсь на то, что мы сможем компенсировать это принятием двух законов № 8159 и № 8160, которые еще весной были зарегистрированы в парламенте. Там среди компенсационных стимулов предлагается налоговая скидка и отмена сбора в Пенсионный фонд - это дополнительная экономия в 3% к эквиваленту нынешней скидки.

В связи с принятием нового закона «О рынке электрической энергии» у пользователя будет возможность выбирать поставщика электроэнергии, и мы бы хотели расширить этот принцип и на зарядки для электрокаров. Совместно с Офисом  эффективного регулирования (BRDO) мы разработали Концепцию реализации государственной политики в сфере развития инфраструктуры зарядных станций. В рамках этого документа мы планируем урегулировать рынок зарядных станций, что сделает его более конкурентоспособным. Сейчас компании решают самостоятельно, по какому тарифу им предоставлять свои услуги.

90% всех электрокаров в Украине - это машины с пробегом, привезённые из США и Европы. Насколько такие авто надёжны и долговечны в использовании, ведь в случае повреждения литий-ионной батареи автомобиль может воспламениться?

Покупатель сам должен при покупке б\у автомобиля проверять состояние батареи. У электрокаров достаточно современная автоматика, и если какая-то проблема с батареей возникает, автомобиль об этом «говорит» владельцу.

В Житомирской области несколько лет назад был случай возгорания электромобиля. Тогда там была проблема с некачественной зарядкой, которая была без заземления. Именно поэтому в концепции мы предлагаем принять нормы, которые будут регламентировать, какой должна быть зарядная станция.

По поводу износа батареи, то новый Nissan Leaf после прохождения 20 тысяч км. сохраняет 97% емкости батареи. Это скорее миф, что через 2-3 года необходимо менять батарею в электрокаре. 

"К 2030 году министерство планирует, что весь транспорт, который будет покупаться муниципалитетами, будет исключительно электрическим"

Учитывая, что рынок электрокаров растет, и наполнен он в основном б/у автомобилями, то вскоре может стать вопрос об утилизации литий-ионных батарей. В Украине нет даже завода по утилизации обычных батареек, как быть с батареями от электрокаров?

Минрегион разработало проект закона по утилизации как пальчиковых, так и автомобильных батарей. Смотря на европейские практики, можно сказать, что утилизация батарей - это отдельный прибыльный бизнес. В зависимости от типа батареи 70-90% ее компонентов подлежит переработке.

Если батарея потеряла 30-40% емкости, то на ее основе можно сделать своеобразный Power bank для частных домохозяйств. У нас в стране есть проблемы с веерными отключениями, также все больше домохозяйств используют солнечную энергию для своих нужд и эту энергию нужно где-то копить.

Если посмотреть на опыт Франции, то там при покупке электрокаров батарею дают в лизинг, например, на 2 года. После использования батарея попадает на завод и там ее или пересобирают или перепродают бизнесу, который занимается накопительными системами. Возможно в Украине рынок тоже к такому придет.

До конца этого года в Украине действуют нулевые налоги на электрокары. Как в дальнейшем будет стимулироваться развитие рынка электрокаров?

Мы надеемся, что правительство продлит снятие НДС. В законопроектах  № 8159 и № 8160 предусмотрено 0%  при первой регистрации в Пенсионном фонде. Сейчас сбор составляет 3%-5% в зависимости от стоимости автомобиля.

Также предусмотрена налоговая скидка для тех, кто получает «белую» зарплату и имеет соответствующие налоговые отчисления в бюджет. Им будет возвращаться 18% стоимости автомобиля. Этот механизм налоговой скидки будет распространен также на тело кредита.

Будут и другие нефинансовые стимулы - бесплатные зарядки на коммунальных и муниципальных паркингах. Мы хотим позволить электрокарам на определенный период времени двигаться полосой для муниципального транспорта, что позволит сэкономить время в дороге для их владельцев.  

"Утилизация батарей - это отдельный прибыльный бизнес. В зависимости от типа батареи 70-90% ее компонентов подлежит переработке".

Дорожный фонд сегодня наполняется за счет акциза на топливо. Планирует ли министерство создать аналог Дорожного фонда для электрокаров или интегрировать их в имеющуюся систему?

Министерство работает над новыми механизмами, их может быть несколько, и мы сейчас анализируем, какие из них будут наиболее приемлемы для Украины.

Сегодня электрокары в Украине - это скорее автомобиль для передвижений по городу, а не для долгих путешествий. Какая сейчас ситуация с зарядными станциями?

Сегодня в стране есть около 2000 точек зарядки, и по общению с рынком мы понимаем, что они собираются развиваться и дальше. Также на рынке появился крупный игрок - компания ДТЭК, у которой уже 15 быстрых зарядных станций, и это тоже хороший сигнал для рынка.

Стимулировать дальнейшее развитие могут две вещи. Первое - сеть быстрых зарядных станций вдоль магистралей, над которой мы сейчас работаем. До конца следующего года мы должны установить 60 таких станций. Втрое - изменения в технологии батарей. По данным международных компаний, через 2-3 года мы сможем пересечь рубеж в 1000 км на одном заряде. Также стоимость батарей постоянно уменьшается, и производители смогут ставить более емкие аналоги.

Сколько необходимо зарядных станций для того, чтобы электрокаром было удобно передвигаться по стране?

Все зависит от количества электрокаров и от того, как дальше будет развиваться этот рынок в Украине. В идеале каждые 50 км. должна быть возможность подзарядиться. Программа максимум, к которой мы движемся как министерство - это зарядные станции вдоль всех дорог международного и национального значения. 

Расскажите о структуре зарядок, которые планирует установить Министерство инфраструктуры.

Мы реализуем этот проект совместно с "Укрэнерго", "Укравтодор" и "Укрзализныця". Устройства будут подключены к специальным Power Banks, в которых будет накапливаться энергия. Сами зарядки будут быстрыми и иметь мощность более 150 кВт. 

Львов и Тернополь готовятся через 5 лет полностью отказаться от маршруток и перейти на более экологически чистые виды транспорта. Есть ли на уровне министерства поддержка таких проектов?

У городов уже нет боязни, что электробус разрядится посреди дороги и остановит всю муниципальную систему транспорта. Каждый год выходят новые электробусы, которые приближаются к стоимости к обычным автобусам. Министерство обновило конкурсную систему выдачи лицензий на линии транспорта для частных операторов, и приоритет отдается тому перевозчику, который ставит на маршрут электробус. Мы также общаемся с мэрами многих городов и консультируем их в этих вопросах, где необходимо организовываем встречи с поставщиками электробусов.

Есть второй момент, что у городов не всегда есть деньги на из покупку. Сейчас есть кредит от Европейского инвестиционного банка на 0,5 млрд. евро на развитие экологически-чистого транспорта, и города этим активно пользуются. Также мы общаемся с производителями и говорим им, что они должны предлагать лизинговые программы для муниципалитетов. Городам будет намного проще входить в долгосрочные партнерские отношения и брать электробус в лизинг.

Также необходима соответствующая инфраструктура, чтобы запустить электробус на маршрут: нужно поставить как минимум 3 зарядки в двух депо и одну экстренную. Поэтому каждый город должен выработать свою модель - это постепенный процесс. К 2030 году министерство планирует, что весь транспорт, который будет покупаться муниципалитетами, будет исключительно электрическим. 

"Мы хотим позволить электрокарам на определенный период времени двигаться полосой для муниципального транспорта"

Многие европейские города, такие как Берлин, Брюссель, Париж говорят о внедрении бесплатного проезда в общественном транспорте с целью снижения машин на улицах и улучшения экологической ситуации? Насколько реальна такая перспектива для Украины? 

Сейчас мы в эту сторону не смотрим, так как не видим компенсаторных механизмов для этого. Если за муниципальный транспорт не платит пассажир, то за него должен заплатить город, пока таких дотаций нет. Бесплатного сыра не существует. 

На уровне МИУ поднимался вопрос о том, что Украина может стать центром производства как комплектующих к электрокарам, так и полноценно производить электромобили. Что необходимо для запуска такого производства?

Большая часть законопроектов № 8159 и № 8160 направлена на стимулирование производства в Украине. Норма, которая там закладывается - это обнулить налог на прибыль для предприятий, которые  занимаются добычей лития, производством батарей и модулей к ним, производством электрокаров, электрогрузовиков, электробусов и деталей к ним. Мы предлагаем ввести это на 15 лет. В случае принятия этих законов у нас будет достаточно инвесторов, которые будут готовы вкладывать средства в украинский электротранспорт.

В Кировоградской области одно из наиболее крупных в Европе месторождений лития – это также привлекает внимание инвесторов к Украине. Простой пример, есть завод в Германии, который производит электрокары BMW i, которые делают сборку как самого электромобиля, так и батареи к нему. Модули к автомобилю они покупают в Китае, можно представить себе стоимость логистики доставки этих модулям из Китая в Германию. В свою очередь, Китай литий покупает в Австралии и в Латинской Америке. То есть, детали для BMW I3 путешествуют по всему миру.

У нас в стране есть литий и квалифицированная, но при этом доступная в оплате рабочая сила. Мы делали сравнение именно в секторе автомобилестроения – у нас зарплата у квалифицированного персонала в 2,8 раз меньше, чем в Китае.

Какие инвестора могут прийти в Украину?

Самые крупные автогиганты, такие как Daimler, Volkswagen, BMW, японские, корейские и даже китайские компании.  

В частности у нас были переговоры с компанией BYD – это мировой лидер по производству электрокаров и электробусов, они заинтересованы в тех возможностях, которые им может дать Украина. Это реальный сектор экономики, за который нужно бороться.

726