Эксклюзив
«Сегодня 50% билетов продается онлайн» - директор IT-департамента «Укрзализныци» Светлана Каткова о годовщине запуска электронного проездного
Прочтение займет 13 минут

В мае «Укрзализныця» отметила 6-ю годовщину старта продажи билетов онлайн. Booking.uz.gov.ua стал революционным сервисом для пассажиров - постепенно избавил от необходимости ходить в кассы, стоять в очередях, максимально упростил возможность покупки проездного. Популярность цифровой услуги постоянно растет: если в 2012 году через интернет продавался всего 1% билетов, то сейчас 50%. Каких новых цифровых услуг ждать пассажирам, в интервью DATA.UA рассказала Светлана Каткова, директор по вопросам информационных технологий «Укрзализныци».

В мае 2012 года «Укрзализныця» запустила систему продажи электронных билетов онлайн. Можем говорить о шестой годовщине booking.uz.gov.ua?

Пилот, действительно, стартовал в мае 2012 года. УЗ реализовала продажу электронных билетов в предверии Евро-2012, одновременно с запуском скоростных поездов Интерсити+.

О каком эффекте от внедрения электронного билета можно говорить спустя 6 лет?

Сейчас сервис продажи билетов онлайн - это цифровой помощник в путешествии для наших пассажиров, который упрощает процесс покупки билета и экономит время. Особенно электронный билет популярен у молодежи. Услуга развивается достаточно динамично: так, в 2012 году по статистике только 1% билетов продавался в электронном виде, но это, правда, было связано с тем, что через интернет можно было купить проездной только на поезда Интерсити. Уже с 2014 года мы добавили в продажу и билеты на поезда дальнего следования. Естественно, сразу же пошел рост и в 2014 году мы уже продавали 30% билетов через электронные каналы. Сегодня 50% билетов продается онлайн.

 

Учитывая тот факт, что общество у нас еще недостаточно диджитализировано, не все пользуются интернетом и смартфонами, можно ли говорить о том, что потенциал роста продаж билетов онлайн еще есть?

Да, потенциал есть. По данным International Data Corporation (ред. - международная исследовательская и консалтинговая компания, занимающаяся изучением мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций), интернет-население Украины постоянно растет, уже около 16,7 млн. украинцев используют смартфоны для выхода в интернет.

В прошлом году мы запустили мобильное приложение по продаже билетов под iOS, и под Android. Оно очень удобное в использовании, через него покупать билеты стало еще проще. С мобильного телефона можно выбрать маршрут, место в поезде, вы сразу же видите свой билет на смартфоне, его удобно предъявить для валидации. Кроме того, можно воспользоваться всеми популярными сервисами безналичной оплаты. Мы добавили Mastercard, Visa, наш украинский Простір. Билеты можно оплачивать в один клик. У нас очень неплохие результаты. Год еще не прошел, как мы запустили приложение, но уже есть 600 тысяч скачиваний. Через мобильное приложение продано 1,5 миллиона билетов. Вообще, «мобилити» - один из основных трендов во всем мире и железнодорожном транспорте. Мобильность и удобство в первую очередь. Мы следуем мировым трендам.

Букинг «Укрзализныци» признан лучшим сервисом по приобретению билетов в интернете по версии журнала «PaySpace Magazine». Как удалось обойти такие крупные сервисы как Приват, Tickets.ua?

У каждого приложения есть свои преимущества. Но когда ты понимаешь, что покупаешь билет напрямую у «Укрзализныци», то для пользователя это весомый аргумент. Но в любом случае, наши партнеры также развивают цифровой рынок услуг и свои мобильные приложения. УЗ начала развивать партнерскую сеть с 2014 года, что также повлияло на рост продаж электронных билетов. Мы стараемся быть конкурентными и в простоте использования, и в качестве онлайн сервисов, и в ценах. Очень приятно, что наше приложение пользователи признали самым лучшим.

 

В букинге «Укрзализныци» постоянно появляются дополнительные опции. Каких новинок в ближайшее время стоит ожидать пассажирам?

Мы следим за трендами, смотрим, как развиваются цифровые услуги в мире. Но у нас есть услуги, которые реализованы далеко не во всех странах, если вообще где-то есть. Например, мы реализовали возможность онлайн покупки билетов студентам со скидкой без обращения в кассу и предоставления студенческого билета. То есть можно в онлайн режиме ввести номер студенческого, происходит его валидация с базой Министерства образования и сразу же можно купить льготный билет.

Мы добавляем новые функции, как на вебсайт букинга, так и в мобильное приложение. Недавно мы добавили цифровые кошельки Mastepass и Visa checkout. Есть в планах в мобильном приложении реализовать функцию добавления напоминания о поездке через календарь, как делают многие авиакомпании - человек купил билет, информацию о дате и времени отправления предлагается добавить в календарь, впоследствии ему приходит напоминание. У нас тоже сейчас приходят уведомления о предстоящей поездке, но пока они не синхронизированы с календарем.

Мы хотим реализовать функцию управления виртуальным списком ожидания для пассажиров (waiting list). При отсутствии билета на конкретную дату или направление пассажиры смогут заполнить определенную форму, указав свои пожелания, а когда билет появится, об этом придет уведомление. Это у нас в обозримых планах. Уже реализованы и идут пилотные проекты по предоставлению дополнительных сервисов во время путешествия: развлечения, книги, питание, напитки.

Когда будет запущена функция онлайн продажи билетов для людей с инвалидностью?

В 2018 году подписан меморандум с Министерством соцполитики. Идет тестирование и отладка функционала по аналогии с продажей билетов для студентов. Для УЗ это особенно важная категория пассажиров. Мы хотим упростить им возможность покупать билеты, чтоб не было необходимости ехать в кассу. Надеемся, что в этом году мы запустим эту услугу.

 

И.о. руководителя «Укрзализныци» Евгений Кравцов анонсировал такую услугу как единый электронный билет на поезд и автобус. Суть ее такова - если поезд не доходит до нужного пассажиру города, букинг УЗ предложит сделать пересадку на автобус. При этом по всему маршруту будет действовать единый проездной. Очень удобный сервис. Будет ли он реализован?

Мы стремимся развивать партнерские отношения. В данном конкретном случае есть не только технические и технологические вопросы реализации, но еще и некоторые юридические моменты - как организовать поездку с учетом того, что она осуществляется не только двумя разными видами транспорта, но ее обеспечивают и разные перевозчики.

А когда будет введен электронный билет на пригородных поездах? Ведь пока там система не автоматизирована, вести точный учет пассажиров, получать компенсацию за льготные перевозки довольно сложно.

Скоростное сообщение и дальние перевозки обслуживаются одной информационной системой, а пригород - это другой комплекс. На пригородном сообщении есть проблемы, связанные с безбилетными пассажирами, которые не покупают проездные на тех станциях, где нет турникетов.

У нас есть планы вместе с партнерами Visa и Mastercard предоставить удобные сервисы безналичной оплаты билетов кредитными картами, установив на станциях и в вагонах валидаторы и другое необходимое оборудование.

Еще одна долгоиграющая тема - это установка терминалов самообслуживания по продаже билетов. Терминальную сеть обещала еще команда Балчуна, но до сих пор таких автоматов нет. В чем проблема? Ведь это же реальная экономия, минимизация человеческого фактора в процессе продажи билетов.

Мы, конечно, думаем над тем, чтоб добавить к продаже билетов, кроме касс, еще и терминальную сеть. Как раз для пригородного сообщения мы рассматриваем установку терминалов с возможностью оплаты кредитной картой. Пилотный проект уже очень близок к старту.

 

Больше года назад в тестовом режиме была запущена автоматизированная система распределения грузовых вагонов. В каком она сейчас состоянии?

Система внедрялась поэтапно и этот процесс еще не окончен. В декабре 2016 года система была запущена в режиме исследовательской эксплуатации. На первом этапе система распределяла цементовозы и крытые вагоны. В сентябре 2017 года добавился парк зерновозов. Серьезных сбоев за время эксплуатации системы не было, она работает стабильно. Вагоны сегодня распределяются в автоматизированном режиме.

Основная цель внедрения системы - это оптимизация процесса распределения вагонов на основании имеющихся заявок от наших клиентов-перевозчиков и уменьшение человеческого фактора.

Подытожим. Какие самые значимые цифровые проекты на УЗ для пассажиров и грузоотправителей Вы, как главный специалист «Укрзализныци» по информатизации, могли бы выделить?

Для пассажиров - это электронный билет, который появился 6 лет назад, мобильное приложение, дополнительные сервисы.

Очень много цифровых сервисов сделано и в направлении грузоперевозок. Сейчас у нас больше 8000 клиентов по грузоперевозкам, и управление пересылкой порожних вагонов (УППВ) - это далеко не единственный сервис. Уже 100% перевозочных документов оформляются в электронном виде. Внедрен обмен электронными перевозочными документами с сопредельными железнодорожными администрациями и перевозчиками. В цифровом формате оформляется предварительное таможенное декларирование товаров, перевозимых через границу жд транспортом. Полностью автоматизировано оформление расчетных документов. Также по заказу клиентов предоставляются различные услуги по информированию: о перевозке вагонов, грузов, предоставление финансовых отчетов в электронном виде и т.д. В 2018 году при переходе на единый договор внедрена цифровая услуга по подписанию электронного договора со стороны клиента с наложением ЭЦП, а до конца года планируем полностью перейти на е-договор.

2402 2