Эксклюзив
«Мнение киевлян разделилось 50 на 50»: первый вице-мэр Поворозник рассказал, как утверждают новые тарифы на проезд
Прочтение займет 11 минут

Муниципальный транспорт Киева ждет ряд серьезных перемен - повышение стоимости проезда почти в два раза, монетизация льгот, запуск единого электронного билета. Если последней новации горожане уже заждались, то подорожание проезда стало неприятной новостью. Столичные власти пытаются обосновать свое решение, обещают дифференцировать тариф для киевлян и гостей столицы, а также до конца года провести эксперимент по монетизации льгот для отдельных категорий социально незащищенных горожан. Как это будет, в интервью DATA.UA рассказал Николай Поворозник, первый заместитель председателя Киевской городской государственной администрации.

Столичные власти завершают процесс расчетов для повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. Какого эффекта ожидаете от подорожания билетов?

Мы надеемся на уменьшение дотационных расходов на «Киевпастранс» и метрополитен. Эти средства можно будет перенаправить на развитие данных предприятий. В первую очередь мы обновим подвижной состав - трамваи, троллейбусы, автобусы, контактную сеть. Благодаря новому тарифу мы надеемся остановить отток квалифицированных кадров этих двух предприятий, повысив сотрудникам зарплаты.

Какой в целом экономически обоснованной должна быть стоимость проезда, чтобы городской транспорт работал безубыточно и обновлял автопарк?

Экономически обоснованная стоимость немного выше, чем та, которая сейчас предлагается для утверждения. Это однозначно больше 8 грн. Но мы понимаем возможности киевлян, их платежеспособность. В прошлую пятницу состоялась встреча с общественностью по этому вопросу. Должны быть еще обсуждения на трехстороннем совете - работодатели, профсоюзы и КГГА. Само по себе решение о повышении тарифов непростое. Нам нужно обосновывать свою позицию.

А что если киевляне выскажутся против повышения? Или все эти обсуждения - чистая формальность?

Формально к таким вещам относиться нельзя. Приходят люди со своей позицией. Это иногда очень эмоциональный разговор. Мнение киевлян разделилось 50 на 50. И мы все-таки пришли к конструктиву, что повышать тарифы надо. Люди понимают, что 4-5 грн - это совсем не цена за проезд. Для активных пользователей общественного транспорта стоимость проезда поднимется до 6,50 грн. Будет много вариантов проездных билетов и возможностей удешевить проезд.

"Нам необходимо заменить около 80% парка общественного транспорта"

Как сильно изношен городской транспорт? Сколько единиц транспорта необходимо приобрести?

Нам необходимо заменить около 80% парка общественного транспорта: 320 автобусов, 322 троллейбуса и 215 трамваев. Кроме этого, нужно провести капитальный ремонт подвижного состава. Средний возраст автопарка на сегодня - 25 лет. А общественный транспорт - это в первую очередь безопасность.

Для киевлян и гостей столицы будут действовать разные тарифы. Как городские власти собираются идентифицировать тех и других? С помощью какого инструмента?

Идентифицировать киевлян можно будет с помощью Карточки киевлянина. То есть жители города, у которых есть Карточка киевлянина, будут иметь сниженный тариф на проезд.

Но сегодня Карточку киевлянина имеют не все жители столицы

Сегодня ее имеют практически все социально уязвимые слои населения. Но я больше, чем уверен, что когда мы официально объявим о сниженных тарифах для киевлян, а мы будем говорить об этом во время утверждения тарифов в июле, все будут активно получать Карточку киевлянина, чтоб иметь возможность идентифицироваться. И тут речь будет идти не только о проезде. Мы будем достаточно активно развивать Карточки киевлянина, как развивают карточку горожанина в мире, будем добавлять новые функции. Я надеюсь, когда заработает инструмент с дифференциацией тарифов, аудитория Карточки киевлянина существенно омолодится, потому что это будет реальной возможностью экономить на проезде. А также, ко-гда будет введена обязательная плата и контроль за парковками (в начале осени полноценно заработает соответствующий закон), к пользователям Карточки киевлянина присоединится еще одна группа людей - владельцы авто, которые смогут со скидкой оплачивать парковку.

"Экономически обоснованная стоимость проезда в общественном транспорте однозначно больше 8 грн"

Внедрение единого электронного билета на проезд в общественном транспорте - это уже такая долгоиграющая история, несколько раз срок его запуск откладывался. На какой стадии сегодня реализация проекта? Не сместятся ли даты запуска э-билета снова?

Мы итак эту дату уже откладывали. Нас иногда вводят в заблуждение, говоря, что электронный билет можно сделать за 5 месяцев. На самом деле это далеко не так, это достаточно серьезный технологический процесс. Вопрос не только в монтаже оборудования, но и его наладке. Это огромный пласт работы. Все связано с деньгами, безопасностью. В июле мы начнем тестировать электронный билет на некоторых маршрутах и, надеюсь, что к концу года уже запустим его - возможно не в промышленную, но в исследовательскую эксплуатацию на всех видах транспорта.

Электронный билет давно работает в метро, что дает возможность посчитать льготников, вести статистику провоза пассажиров. А каким образом сегодня такая статистика ведется на других видах муниципального транспорта?

Сколько у нас льготников в метрополитене мы понимаем, потому что там есть со-ответствующий учет, на сегодня это 25% от общего количества пассажиров. А «Киевпастранс» - это исключительно методика подсчета по результатам исследования пассажиропотока. Для общего понимания ситуации: сегодня в наземном общественном транспорте более 50% пассажиров – льготники. Мы должны понимать, что бесплатно никто никого не возит. Когда человек пользуется льготой, кто-то за этот льготный проезд должен заплатить и это бюджет города Киева. Из государственного бюджета в последние годы на перевозку льготных пассажиров средств не выделяется вообще. Решение о перевозках льготных пассажиров принимает Киевский городской совет. Поэтому мы должны понимать, сколько пассажиров мы перевозим бесплатно. Для учета пассажиров должна быть единая система в одной эксплуатации. Тогда мы сможем говорить о реальных цифрах в перевозках, о реальных нагрузках на общественный транспорт и о реальной компенсации за провезенных льготных пассажиров. Единый электронный билет даст нам возможность получать эту информацию.

"Есть социальный минимум поездок, определенный Кабмином, а уже Киевсовет решит увеличивать этот лимит или оставить на том же уровне"

КГГА поддержала инициативу правительства о монетизации льгот на проезд в общественном транспорте. Что стоит за этим решением? Какими будут первые шаги столичных властей?

Вот как раз введение единого электронного билета - это одна из составляющих монетизации льгот. В этом году мы пойдем на монетизацию льгот для части льготных пассажиров. Киевсовет утвердит размер компенсаций - это будет определенное количество поездок или непосредственно денег, которые можно будет использовать исключительно для оплаты проезда. Средства или поездки будут начисляться на Карточку киевлянина. Есть социальный минимум поездок, определенный Кабине-том министров Украины, а уже Киевсовет решит - или мы увеличим этот лимит, или оставим его на том же уровне. Я хочу напомнить, что у нас львиная доля категорий льготников определены государственными актами и законами. По большому счету, государство как субъект, который предоставил ту или иную льготу, должно было бы и компенсировать ее перевозчикам. У нас около 40% пассажиров приезжают из Киевской области. Как им в Киеве обеспечить исполнение государственной нормы о бесплатном проезде? Он для них бесплатный, но кто за это должен заплатить? Вопросов очень много. Вместе с Кабмином надо искать ответы на них.

Есть уже ориентировочные сроки введения монетизации льгот на проезд?

Думаю, в Киеве это будет сделано ближе к концу года. Мы попробуем на некоторых категориях отработать монетизацию льгот. Пенсионеры - это достаточно большое количество людей, опробовать на них будет сложно. У нас есть небольшие категории льготников, будем отрабатывать процесс монетизации на них.

1338 0