Пока пользователи социальных сетей придумывают новые мемы об украинском Hyperloop, в Министерстве инфраструктуры уверены, что проект поможет вернуть нашей стране  технологическое лидерство.

На какие средства будет реализован проект, как собираются получить добро от Илона Маска на использование его технологии и  каким будет план "Б" на случай провала в интервью DATA.ua рассказал генеральный директор Директората государственной политики в сфере цифровой инфраструктуры на транспорте и услуг почтовой связи и  руководитель проекта HypeUA Александр Озеран.



Как  родилась идея создать Hyperloop в Украине ? 

Мы с министром большие фанаты Илона Маска и очень положительно относимся ко всем проектам, которыми он занимается. Идею Hyperloop мы обсуждали давно, но у нас было определенное понимание, что такой проект нужно запускать в подходящее для него время.

За некоторое время до пресс-конференции у нас была встреча с НАН Украины. Мы ежегодно советуемся на предмет того, какие научные исследования в области транспорта являются наиболее релевантными в данный момент времени. Министр им предложил сделать что-то практичное и посмотреть на транспортную систему Hyperloop. Академики очень заинтересовались, потому что такой проект, во-первых, крайне интересен, а во-вторых - уже актуален.

Затем мы в министерстве проработали нюансы, в каком направлении мы могли бы двигаться, провели встречи или прозвонили партнеров и довольно быстро убедили их в том, что нужно разрабатывать украинский Hyperloop. Так появился этот проект.

Поезда в Украине изношены на 90%, фактически в таком же состоянии дороги. Не считаете ли Вы, что такой высокотехнологичный проект как Hyperloop несвоевременен для Украины?

Владимир Омелян уже второй год является министром, и за это время случилось довольно много позитивных вещей: запущен в работу Дорожный фонд, существенно ускорились темпы ремонта дорог, подписан контракт с компанией General Electric на обновление дизельных локомотивов, активно развиваются порты, мы работаем с лоукостами по их заходу в Украину.

Возможен ли технологический скачек? А почему нет? Буквально на прошлой неделе была новость о том, что Индия будет строить Hyperloop, есть информация о том, что между Абу-Даби и Дубаи строится грузовой Hyperloop, в США есть несколько проектов и в Мексике. Либо мы сейчас впрыгнем в эту тенденцию, либо, как всегда, будем догоняющими.

Hidden agenda (скрытый замысел - ред.) проекта - вернуть Украине технологическое лидерство. Мы же не говорим сейчас, что всю страну застроим Hyperloop, мы создаем Центр инноваций в Днепре, который будет способствовать развитию украинских технологий.

Какие преимущества данная технология может принести Украине?

Основная цель - консолидировать наши технологические разработки. Компании, которые участвуют в проекте, в той или иной степени имеют наработки либо в строительстве опорной инфраструктуры, либо в тех технология, которые поддерживают движение капсул внутри трубы или жизнеобеспечение самой капсулы. У нас все эти технологии есть в том или ином виде, нужно просто их обновить, сдуть пыль.

Участники проекта в данной инновационной среде могут создать новые продукты - такие как капсула, компоненты к ней или организоваться как подрядчики для строительства. Если мы говорим о том, что сейчас несколько стран в мире заявили о строительстве Hyperloop, кто-то должен это строить. Почему не украинские компании?

К тому же, по предварительной оценке, строительство Hyperloop в два раза дешевле, чем строительство скоростной железной дороги. Многие специалисты уже написали, что Hyperloop для Украины - билет в будущее из аграрной страны в технологическую.

Готова ли инфраструктура страны к запуску Hyperloop?

Мультимодальность тут будет работать, как и в другом виде транспорта. К примеру, мы берем автобус для того, чтобы доехать до вокзала Hyperloop и потом оказаться в другом городе, взять такси и доехать до нужной точки.

Единственное, Hyperloop будет каннибализировать на части железнодорожных перевозок, но основной конкурент - авиаперевозки.



О своем участии в проекте объявило 10 украинских компаний. Являются ли они инвесторами проекта и какое участие будут в нем принимать?

Сейчас я не могу сказать, что они будут прямыми инвесторами. Мы выбирали эти компании из расчета, что они могут имеют некую релевантность этому проекту. Мы договорились с компаниями о том, что мы работаем и консультируем друг друга на бесплатной основе. Для частных компаний это шанс взять участие в имиджевом проекте и параллельно с этим понять, какие есть потребности в новых проектах или услугах в рамках строительства Hyperloop.

Каховский завод электросварочного оборудования - мировой лидер по сварке, единственный их конкурент это Caterpillar. Они разрабатывали сварочных роботов для нефтяных и газовых труб. Для них это новый вызов, потому что необходимо будет разработать сварочных роботов для труб большого диаметра.

Это касается и "Интерпайп", которые сейчас делают трубы определенного диаметра. Проект подтолкнет их к новым продуктам и поможет выйти на новые рынки.

Украинский институт будущего - они уже сделали предварительную экономическую оценку проекта. Мы уже частично пользовались этими наработками. Также у них есть ряд экспертов и аналитиков, которые помогут разрабатывать проект.

Южный машиностроительный завод имени А. М. Макарова - у них много наработок в сфере легких и сверхтвердых сплавов, которые нужны будут для определенных участков, к примеру, для капсул.

Укроборонпром - у них десятки предприятий, которые владеют оборонными технологиями, технологиями двойного назначения, с которых нужно просто сдуть пыль и посмотреть, как их можно использовать в рамках Hyperloop. Аналогию можно привести с агентством DARPAв США, оно финансирует оборонные проекты, спрос на которые по их мнению будет через 20-30 лет.

Платформа развития инноваций - работает совместно с Укроборонпром над развитием инновационных проектов.

UNIT.City – фабрика проектов, инновационная среда, резиденты UNIT.City (инженеры и программисты) могут принять участие в проекте.

КП «Агентство развития Днепра» - один из локомотивов инновационных разработок в Днепре, с которым мы бы хотели совместно делать Центр инноваций.

Проект в Украине поддерживает корпорация Octagonal Corporation, которая работает над проектом Hyperloop в Мексике. Почему вы выбрали именно эту компанию? 

Проект Hyperloop, который разрабатывают в Мексике - это один из победителей Hyperloop One Global Challenge. Компания Octagonal Corporation консультирует их в регуляторных вопросах, помогает в получении лицензий, всяческих разрешений, в том числе и от компании Илона Маска.

Компания Octagonal Corporation в прошлом году привезла в Украину Фернандо Ромеро - зятя Карлоса Слима, который является одним из богатейших людей мира. Он серьезно рассматривают Украину для инвестиций в инфраструктурные проекты.

Читайте также: Hyperloop обойдется Украине дешевле в два раза, чем скоростная ЖД МИУ

Какие советы Вам успели дать иностранные коллеги?

 Они посоветовали нам меньше использовать слово Hyperloop, потому что это может негативно сказаться на получении разрешений. Поскольку, если мы не получим соответствующие разрешения, то придется называть нашу систему транспорта иначе (не Hyperloop). Так, к примеру, сделали в Китае, где также разрабатывают проект Hyperloop, но под другим названием.

Также они согласились помочь нам в плане политики безопасности, регуляторных вопросах, коммуникации с Илоном Маском на этапе получения разрешения. Мы ориентируемся на них, учитываем тот опыт, который был у них, и стараемся избежать каких-либо проблем в Украине.

Сейчас они готовят информацию о том, как развивался проект в Мексике, какие были инвестиции и каких партнеров они привлекали.

На какие средства будет реализован проект? И каких частных инвесторов Вы дополнительно планируете привлекать?

Нам бы не хотелось привлекать государственные деньги. К тому же в обществе есть скептицизм по этому проекту: что для начала нужно построить дороги, а не вкладывать деньги в Hyperloop. Мы понимаем эту позицию, также понимаем, что такими технологиями необходимо заниматься, чтобы окончательно не отстать от мира.

Мы приняли для себя решения работать по модели концессии (ГЧП –государственно-частное партнерство). К примеру, мы можем дать землеотвод под Hyperloop, а его уже построит частная компания.

После пресс-конференции нам написало большое количество компаний, сейчас мы собираем все заявки и оцениваем их.



Как поэтапно будет реализован проект? И сколько времени займет каждый из этапов?

Первый этап – научное, экономическое и технологическое обоснование того, что этот проект необходимо делать в Украине. В этот этап будут вовлечены все наши партнеры, в большей степени, конечно, НАН Украины, Украинский институт будущего и Octagonal Corporation. С НАН Украины мы будем проводить научные исследования, с Украинским институтом будущего начнем экономические исследования для того, чтобы проанализировать, какие есть транспортные (авиа, ж/д, авто) потоки между городами и посмотреть, как Hyperloop будет интегрирован в национальную транспортную систему.

Первый компонент мы планируем закончить до конца года, тогда у нас будет понимание, где и на каких участках необходимо строить Hyperloop.

Параллельно мы хотим начать работы по подготовке строительства тестовой трубы в Днепре. Пример уже есть – труба, которую Илон Маск построил в Неваде, на ней уже работают стартапы. Нужно просто взять и реплицировать это в Украине. Если говорить о том, что в третьем квартале мы начнем над ней работать: искать партнеров, делать технико-экономическое обоснование, то начать строительство можно в следующем году и до конца 2019 ее запустить.

И третье, когда мы будем иметь технологическое, научное, экономическое обоснование и, что самое главное, исследование по грузовым и пассажирским потокам, мы будем понимать, на каких локациях мы можем внедрить ветки Hyperloop. Тогда начнем готовить пред-ТЕО о том, сколько это будет стоить и сколько времени займет. Затем будем искать деньги на проект.

Тестовой площадкой для реализации проекта был выбран город Днепр. При этом, местные власти оказались не в курсе его запуска. Почему так получилось? И удалось ли Вам наладить диалог?

С Яникой Мерило мы постоянно на прямой связи и она полностью поддерживает этот проект. Касательно комментариев Бориса Филатова, я думаю, это была реакция на неправильную подачу информацию СМИ. Многие написали, что мы собираемся строить Hyperloop в Днепре, который заменит метро в городе, или ветку Киев-Днепр под землей. А мы говорим о тестовой трубе в 400-500 метров. Произошла дискоммуникация.

Знает ли Илон Маск о том, что в Украине планируют внедрить технологию Hyperloop? Не нарушает ли это право интеллектуальной собственности?

Министр сказал на пресс-конференции, что, к сожалению, Илон Маск опаздывает, и мы начинаем без него (смеется).

На самом деле он не в курсе и, честно говоря, я считаю, что его не нужно дергать по таким мелочам, как Hyperloop в Украине. У него масштабные проекты, которые в целом развивают человечество и толкают нас на то, чтобы стать межпланетарной цивилизацией.

Я его полностью поддерживаю и не хочу отвлекать от важных вещей. Для начала нам нужно очень тщательно проработать проекты, только потом контактировать. Иначе будет история, как с Powerwall и фейковыми письмами.

Не нарушает ли это право интеллектуальной собственности?

Илон Маск вместе со своими инженерами разработал концепцию Hyperloop, сделал эту информацию общедоступной и дал разрешение любой компании разрабатывать эту технологию. Точно также в рамках Tesla Motors он открыл все патенты компании и разрешил другим компаниям ими пользоваться.

Единственно, что есть торговая марка Hyperloop, для ее использования мы должны получить разрешение. Но опять же назвать HypeUA и уже разрешение не нужно. Что касается строительства капсул, они могут быть запатентованы теми компаниями, которые сейчас этой технологией занимаются.

Если будет конфликт, что мы используем компоненты, которые уже запатентованы, то тогда мы должны будем получить лицензию на их использование.

Но, с другой стороны, если в запатентованной модели использовать другие принципы или механизмы,- это уже другая модель. В Китае взяли на вооружение концепцию Илона Маска, но поменяли в ней определенные компоненты. Мы с этой концепцией также ознакомимся. Это, как план "Б", на случай провала в коммуникациях с Илоном Маском. Нужно быть "open minded" и не загонять себя в жесткие рамки.

Читайте также: Яника Мерило: внедрять инновации – это самая интересная работа в мире

Будет ли проект согласовываться с компанией Virgin Hyperloop One? Во сколько обойдется оценка проекта?

Брэнсон (Virgin Hyperloop One) наиболее лоялен к Украине, он уже приезжал в нашу страну и рассматривал вариант инвестиций в Украину. Поэтому, скорее всего, мы будем с ними согласовывать проект. Сейчас это открытая страница.

То, что было озвучено Octagonal Corporation - это бюджет на технико-экономическое обоснование на мексиканский проект. Это по сути бизнес-план проекта, где прописаны подробные детали, в том числе и окупаемость. Они назвали 15-20 млн. долларов. Мы будем стараться найти на это частное финансирование, возможно грант. Это не разговор сегодняшнего дня, это разговор 2019 года.

По последним данным капсулу Hyperloop удалось разогнать до 310 км/ч. При этом тест скоростной железной дороги в Японии показал результат в два раза выше (603 км/ч). Насколько в принципе реальна эта технология?

 5000 миль/час развивают прототипы сверхбыстрых самолетов. Мы понимаем, что технологически мы способны лететь еще быстрее, но, когда братья Райт поднимали свой деревянный самолет, они не могли представить, что их изобретение будет развивать такую скорость. Точно такая логика тут.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что Украина является единственной страной, где Hyperloop имеет поддержку на государственном уровне. Была ли уже реакция со стороны государственной власти: президента, премьер-министра?

 Да, премьер-министр в ответе на вопрос журналиста сказал: «Правительство не принимало никаких решений касательно проекта, это инициатива министерства инфраструктуры и министра в частности». Но добавил, что если в реализации проекта нужна будет его помощь, то он готов ее предоставить.

Перед тем, как просить президента или премьера о помощи, необходимо тщательно подготовить проект.



Социальные сети достаточно бурно отреагировали на запуск проекта. Многие пользователи несерьезно отреагировали на запуск проекта, восприняли его как элемент PR. Как Вы относитесь к такого рода критике?

 Мы от души посмеялись не над собой, а в целом. Шутки были смешные. Это хорошо, что у украинцев есть юмор, у нас он тоже есть и мы можем относиться к себе с иронией.

Мы восприняли это нормально. Когда придумали автомобили, над ними тоже шутили, но уже спустя десять лет ездили на машинах, а не на лошадях. Если поднять историю, шутили о любых новых вещах.

Заявленная сумма строительства тестовой площадки 5,5-8,5 млн. долларов. Какова цена всего проекта?

 Есть определенные исследования, которые говорят, что инфраструктура быстрых поездов в Европе стоит около 39-40 млн. долларов на км ж/д. Если говорить о сверхбыстрых японских поездах, то их инфраструктура стоит около 80 млн. долларов. Если смотреть на Hyperloop, его надземный вариант, то он по разным оценкам стоит от 11 до 17 млн. долларов на км.

Через какой период времени проект может выйти на окупаемость? И какая при этом должна быть цена проезда?

 Если смотреть на те наработки, которые представил Украинский институт Будущего, то при окупаемости проекта за 30 лет стоимость билета должна составить около 4500 гривен. Если говорить о том, чтобы окупать только эксплуатационные затраты - в районе 400- 500 гривен.

Но, к примеру, если частная компания решит, что билет на Hyperloop не будет за 4500 гривен востребован, то она может снизить стоимость билета и просто увеличить срок окупаемости.

Будете ли Вы сотрудничать с молодыми украинскими стартапами? К примеру, как это делает Илон Маск на тестовой площадке в Неваде?

 Да, у нас в стране есть такие стартапы. Даже исходя из того, что я последние полтора года занимался электрокарами, я познакомился с огромным количеством стартапов, которые создают свои зарядные станции, разные компоненты. Причем, по той же цене, что и в Китае, а то и ниже.

Тот же UNIT.City, партнер HypeUA. На этих площадках рождаются новые концепции и идеи. Мы будем их привлекать в проект.

А призовой фонд, как у Илона Маска будет?

Хотелось бы.

В одном из интервью Вы сказали, что Украина должна стать первой страной, которая разработает правила безопасности на данном виде транспорта. Есть ли уже какие-то наработки?

 У нас есть управление безопасности на транспорте, которые постоянно мониторит мировые практики, разрабатывают новации в наши правила. Есть ряд подведомственных институтов, с которыми мы сотрудничаем. Разработка правил безопасности Hyperloop будет одной из их задач.

В первую очередь Вы рассматриваете Hyperloop как пассажирский транспорт или как грузовой?

 Рассматриваем оба варианта. Нет ничего такого, чтобы не дало нам в одной трубе перевозить и грузы, и пассажиров. Но с этим нужно детально разобраться с точки зрения правил безопасности. К примеру, можно ли перевозить в Hyperloop опасные грузы? Для нас это, как для государства, вызов. Насколько я знаю, вопросами безопасности Hyperloop пока никто не занимается.

Если смотреть с точки зрения окупаемости, то грузовые перевозки окупятся быстрее. Как правило, такие перевозки дороже и есть целый ряд продукции, где даже час простоя стоит больших денег.



Может ли украинский Hyperloop стать частью мировой сети, которую планирует развивать Илон Маск?

 Да, мы рассматриваем такую возможность. Тем более, есть карта мирового метро, которую составила компания Hyperloop Transportation Technologies. Согласно их планов через Украину должно пройти более 4 мировых маршрутов.

И мы не только должны стать частью мирового метро, но и строить эти участки, поставлять туда свои трубы и задействовать свои технологии.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.