Запуск электронного билета в Киеве откладывается на целый квартал. Вместо 1 апреля единый проездной киевлянам обещают с 14 июля. Дата ориентировочная, режим - тестовый. Полноценно э-билет заработает в середине осени, после чего начнется подключение цифрового проездного в маршрутках.

Проволочку в реализации проекта в КГГА объясняют появлением дополнительных работ, а также тем, что производитель оборудования (эстонская компания RIDANGO) не успевает изготовить все валидаторы в срок. На каком этапе находится внедрение э-билета, как система будет работать в тестовом режиме, а также, что такое «гибкий тариф», из-за разработки которого сместилась дата запуска проекта, в интервью DATA.UA рассказал директор Департамента информационных технологий КГГА Юрий Назаров.

Когда все-таки будет запущен э-билет в Киеве? С чем связана отсрочка?

Мы действительно планировали 1 апреля уже начать тестирование, но по ходу реализации проекта появились дополнительные работы. К примеру, мы начали прорабатывать гибкие модели тарифов. У жителя будет электронный кошелек, где он сможет выбрать вариант проездного на месяц или купить определенное количество поездок. Также, изначально мы не планировали подключать на первом этапе метрополитен.

В прошлом году мы получили 530 комплектов оборудования (бортовые компьютеры и валидаторы) и 300 считывающих устройств для контролеров. Осталось получить и установить еще 970 комплектов. Сейчас мы занимаемся внедрением программного обеспечения. Есть определенные сложности, потому что нам необходимо интегрироваться с нашей системой диспетчеризации, с платежной системой ГИОЦ, с реестром льготников. Есть сложности, связанные с тем, что мы хотим сделать универсальную систему, которая даст возможность рассчитаться бесконтактной платежной картой, Карточкой киевлянина, QR-кодом с телефона или, если это разовый билет, QR-кодом с бумажного носителя. Ориентировочно 14 июля мы начнем тестировать систему. Думаю, этот период составит около 3 месяцев. То есть, полноценно на рабочую систему мы выйдем к осени - в октябре, ноябре.

Что подразумевает под собой тестовый период эксплуатации э-билета?

Тестовый период - это период опытно-промышленной эксплуатации. В рамках этой тестовой эксплуатации будут фиксироваться замечания пассажиров, возможные ошибки в работе. Задача за этот период выявить все недоработки и устранить их.

В этот период система будет полноценно работать или в каком-то ограниченном формате? Какие виды проездных будут действовать?

Система будет работать полноценно, будут действовать все виды проездных. Запуск системы мы разбили на несколько этапов. Сначала будет запущена оплата обычной бесконтактной картой (MIFARE Plus), Карточкой киевлянина, QR-кодом, потом добавится оплата бесконтактной банковской картой.



Будут ли работать в этот период терминалы по продаже билетов? Человек сможет покупать физический билет?

Да. Мы сейчас прорабатываем несколько каналов продаж. Первый канал - это информационные терминалы в метрополитене, второй - это киоски, тот же Союзпечать, которые смогут продавать разовые билеты, проездные электронные карточки. Также, будут заказаны терминалы, которые смогут и выдавать билеты, и/или пополнять карточки. Они появятся к осени. Что касается разовых билетов, мы дадим возможность людям покупать их через платежные терминалы, которые уже есть в городе.

Как будут работать валидаторы? Будут ли показывать остаток количества поездок, выдавать бумажный билет?

Может количество поездок показывать, может количество денег. Но самое основное - на валидаторе будет зафиксировано, что поездка оплачена. Выдавать физический билет валидатор не будет.

Как контролеры будут проверять, оплатил ли пассажир свою поездку? Может человек вошел с проездным, но к валидатору его не приложил.

Когда контролеры останавливают транспорт, заходят в него, сразу же бортовой компьютер блокирует все валидаторы. Это значит, что пассажир уже оплатить поездку не сможет. Контролер подходит к пассажиру со считывающим устройством, сканирует карточку и сразу видит, оплачивал он поездку или нет.

Киев закупает оборудование эстонской компании RIDANGO. Это готовое решение, которое работает в Эстонии?

Они продают готовое решение - это и программное обеспечение, и валидаторы, и бортовые компьютеры, и считывающие устройства. Но, в любом случае, это решение должно быть интегрировано с нашими информационными системами. Поэтому они сейчас занимаются доработкой системы, а мы - интеграцией.



В Эстонии проезд в общественном транспорте для местных жителей бесплатный. В Таллине вообще эта практика частично введена в 2013 году. Граждане один раз покупают проездной, указав паспортные данные, и бесплатно пользуются общественным транспортом. Т.е. готовое решение RIDANGO скорей всего не в полной мере подходит для Киева?

Там все тоже самое, просто настраивается другой тариф. К примеру, если мы захотим сделать бесплатный проезд в Киеве, в любом случае каждый житель должен иметь Карточку киевлянина, чтобы ездить в общественном транспорте. Выставляется тариф – 0, но карточку к валидатору прикладывать в любом случае нужно для учета и контроля пассажиров. Мы сейчас прорабатываем механизм тарифообразования. К примеру, общий тариф будет 5 гривен, а для жителей Киева - 4,80. Как вариант. Сейчас мы закладываем такой функционал. Электронный билет даст возможность с Карточкой киевлянина платить меньше.

Читайте также: После запуска э-билета в столице для киевлян будут действовать скидки на проезд

Валидаторы покупаются через посредника - компанию ELKO?

Через представителя RIDANGO в Украине - компанию Амрита, они выиграли тендер. ELKO, я так понимаю, их дистрибьютор.

Почему нельзя покупать оборудование напрямую у производителя и как наличие посредника влияет на финальную стоимость поставки?

Такие компании как RIDANGO напрямую оборудование не продают, потому что в стоимость включены услуги монтажа, настройки ПО, транспортные расходы и т.д. Их задача - это произвести валидаторы и разработать софт. Все такого рода компании работают через их представителей. На стоимость оборудования это не влияет.

Кто осуществляет монтаж оборудования?

Поставщик – компания «Амрита». Основная сложность при установке валидатора – это подготовительные работы. Перед тем, как ставить валидатор, нужно проложить коммуникации в транспорте. Монтаж производится, в основном, в ночное время. Но мы вышли уже на определенный режим - оборудуем 80 единиц транспорта за неделю.

Устройства для контролеров уже куплены? Кто их производит? Сколько стоит один прибор?

Устройства для контролеров закупаем также у RIDANGO. На сегодня закуплено 300 считывающих устройств.



Объявлен тендер на закупку программно-технического комплекса для автоматизации системы оплаты проезда стоимостью в 60 миллионов грн. Что это за комплекс и для чего он нужен?

Это сервера, на которых будет размещаться сама система электронного билета. Мы это изначально планировали. Тестирование сейчас развернуто на наших серверах, но для полноценной эксплуатации э-билета мы берем сервера с резервированием, это очень серьезное решение. Там будут храниться все данные системы оплаты проезда. На основании этих данных можно будет планировать маршруты - изменять их или создавать новые, строить модели миграции жителей и оптимизировать работу общественного транспорта в целом.

А почему не на серверах ГИВЦ это делается?

У нас есть городской дата-центр на базе КП «Информатика». У нас есть серверные мощности на ГИВЦ. Сервера закупались под определенные нужды города, для реализации определенных проектов, таких как, например, городская система видеонаблюдения. Всего мы сейчас реализуем более 40 проектов. Для стабильного функционирования системы электронного билета необходимо закупать дополнительные сервера.

Можно ли уже назвать сумму, в которую Киеву обойдется внедрение электронного билета?

Около 425 миллионов гривен будет стоить внедрение электронного билета Киеву. Еще будут дополнительные затраты на закупку валидаторов для Метрополитена.

Читайте также: Яника Мерило: внедрять инновации – это самая интересная работа в мире

Это много или мало, если сравнивать с опытом других городов?

Стоимость ниже рыночной. Это такой же порядок цифр, как в Одессе, где общественного транспорта в несколько раз меньше. Это меньше раз в 5, чем у наших коллег из Восточной Европы. Во Львове на электронный билет заложено 12 миллионов евро, а количество транспорта у них примерно в три раза меньше. Винница - 8 миллионов евро, Днепр - 10 миллионов евро.

В Харькове уже запустили электронный билет в тестовом режиме и там много нареканий на его работу - не всегда срабатывают терминалы по продаже билетов, собираются очереди, люди не могут купить проездные. К тому же вандалы ломают оборудование. Вы обращаете внимание на опыт соседей? Учитываете это в реализации проекта в Киеве?

Для нас важен, как позитивный опыт соседей, так и негативный. Поэтому мы анализируем опыт, Харькова в том числе. Они правильно двигаются. У нас в тестовом периоде кондукторы никуда не уходят. Параллельно человек сможет воспользоваться и новой системой, и по-старому купить талончик. По мере того, как люди больше будут пользоваться электронным билетом, кондукторов будет становиться меньше. Когда мы увидим, что все уже работает, тогда мы кондукторов перепрофилируем в контролеры. Они будут контролировать оплату проезда.



Что Ваша команда предпринимает для того, чтобы сократить время реализации проекта, сэкономить средства? Опыт каких городов брали за основу?

Перед тем, как приступить к внедрению электронного билета, мы проанализировали опыт Сеула, Лондона, Праги, Таллина, Барселоны, Стамбула. На основе этого подходили к запуску системы. Когда мы начинали проект, то уже структурно понимали, каким он должен быть, что нам надо, сколько нужно закупить оборудования. Как показывает реализация проекта, мы ошиблись в совсем незначительных вещах. Это мелочи, которые потянули за собой увеличение сроков, но они не потянули за собой увеличение бюджета. Еще будут дополнительные затраты на новые валидаторы в метрополитене, но они, скорее всего, пойдут в рамках модернизации турникетов.

Читайте также: Юрий Назаров: «Современному городу неэффективно развиваться вне контекста smart city»

Что в целом Киеву даст внедрение единого электронного билета?

Одна из основных задач – повысить комфорт и дать возможность пассажирам оплатить проезд, как им удобно. Внедрив э-билет, мы сможем посчитать, сколько людей пользуется общественным транспортом и, соответственно, сколько из них льготников. Учитывая ту ситуацию, которая сейчас, получается, что льготников у нас больше 60% пассажиров в наземном транспорте. По факту, это не так. Система электронного билета позволит вывести из тени значительную часть средств коммунального пассажирского транспорта. Эта прибыль будет направлена на улучшение комфорта в транспорте, на покупку новой техники.

Как быть с маршрутками?

Сейчас около 50-60% киевлян пользуются маршрутками. На втором этапе внедрения электронного билета мы планируем подключить и частных перевозчиков. Уже сейчас во время проведения конкурсов на определение частных перевозчиков городских маршрутов мы прописываем условием наличие в транспорте валидаторов. Электронный билет будет считываться так же, как в муниципальном транспорте. Таким образом, мы получим учет, сколько людей пользуются частным транспортом.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.