Разговор глухого с немым - так лаконично можно охарактеризовать процесс обсуждения новой редакции договора УЗ и новой платы за пользование вагонов Укрзализныци между грузоотправителями и менеджментом.

В чем суть вопроса предложений АТ УЗ?

Примерно три месяца назад АТ Укрзализныця обратилась к своим клиентам с двумя предложениями: Во-первых, пересмотреть порядок расчета платы за пользование вагонами АТ УЗ во время грузовых операций; Во-вторых, утвердить новую редакцию договора АТ УЗ на оказание услуг по перевозке грузов железной дорогой.   

Аргументация АТ Укрзализныци для введения этих новшеств была вполне разумна - это стимулирование грузоотправителей быстрее выгружать и загружать вагоны, тем самым ускорить их оборачиваемость по сети. Также внедрение новой редакции договора аргументировалось необходимостью ускорить процедуру подписания договора и диджитализацией договорного процесса с клиентами. После изучения предложений АТ УЗ грузоотправители выступили категорически против некоторых пунктов этих предложений.

Что не устраивает грузоотправителей в новом порядке определения платы за пользование вагонами?

Новый порядок определения платы за пользование вагонами АТ УЗ во время грузовых операций. В целом предложенный АТ УЗ новый порядок расчета платы за пользование вагонами предусматривает три составляющие этой платы:

А) Период пользования вагонами 0-6 часов - бесплатное (льготное) пользование вагонами. 

Б) Период пользования вагонами 7-48 часов - взымается плата равная суточной плате использования (аренды) вагонов АТ УЗ во время перевозки грузов (в ней учитывается и оплата льготных 6 часов). В принципе, теперь АТ УЗ начнет получать плату за использование своего вагона вне зависимости от того двигается вагон с грузом или находится под погрузкой или выгрузкой у клиентов. 

В) Период пользования вагонами - 49 часов и более - вводиться дополнительная плата «компенсация за перенос следующей грузовой операции». Это своего рода демередж за задержку вагона, причем размер этой платы необоснованно завышен АТ УЗ. Например, для вагона-зерновоза при обычной суточной плате за использование вагона составляет - 1117 грн без НДС в сутки; плата за перенос следующей грузовой операции составит - 6767 грн в сутки.

Что требует бизнес?

После изучения предложения Укрзализныци грузоотправители выдвинули  три встречных требования:

  • Расширить бесплатный (льготный) период пользования вагонов до индивидуальных норм ЕТП. Нормы ЕТП - это согласованное время обработки вагонов на предприятии согласно договора, который подписывают владельцы подъездных путей и АТ Укрзализныця. На каждом предприятии эти нормы значительно разнятся и зависят от протяженности внутренних подъездных путей, от емкости и мощности грузовых фронтов предприятия. На некоторых металлургических предприятиях норма обработки вагонов по ЕТП может составлять 50-70 часов. 
  • Увеличить бесплатный (льготный) период пользования вагонам при сдвоенных грузовых операциях. Сдвоенная грузовая операция - это операция, при которой прибывший с грузом вагон разгружается на предприятии, а затем загружается новым грузом. Это очень экономически выгодная операции для АТ УЗ, так как полностью отсутствует порожний пробег вагона (подача вагона на погрузку). – Полностью отменить вторую составляющую «платы за перенос следующей грузовой операции» как не имеющую экономического обоснования. 

Отмена этой платы является принципиальным условием для всех без исключения грузоотправителей!

Кроме этого, грузоотправители обратили внимания АТ УЗ на юридическое несоответствии процедуре пересмотра тарифов АТ УЗ. Плата за пользование вагонами перевозчика во время грузовых операций НЕ ЯВЛЯЕТСЯ свободно регулируемым тарифом и НЕ МОЖЕТ пересматриваться Правлением АТ УЗ самостоятельно (данные тарифы указаны в Тарифном сборнике и могут пересматриваться только по определенной процедуре). 

Также, грузоотправители настаивают на аналогичной ответственности АТ УЗ за нарушение сроков доставки грузов (задержка вагонов в пути следования по вине АТ УЗ). Например для вагонов-зерновозов, если грузоотправитель задержит вагон под грузовой операцией на 5 суток, ему автоматически АТ УЗ начислит новую плату - 19 119 грн без НДС и далее за каждые сутки + 7884 грн в сутки без НДС. При этом, за просрочку доставки грузов АТ УЗ максимально компенсирует грузоотправителю- 30% жд тарифа или 2000-5000 грн, при чем только единоразово. Это не сопоставимая по размерам ответственность АТ Укрзализныци и грузоотправителей.

ИТОГИ дискуссии АТ Укрзализныци и грузоотправителей: 

  • АТ УЗ продлило льготный период для сдвоенных операций с 6 до 12 часов (малозначимая уступка, т.к. 98 % грузоотправителей физически не смогут произвести сдвоенную операцию в эти сроки);
  • начисление платы за перенос следующей грузовой операции АТ УЗ не отменило, а ее начисление перенесли с 49 часов на 73 часа пользования (это реальное смягчение условий со стороны АТ УЗ, но грузоотправители настаивают на полной отмене этой платы).

В целом главное требование грузоотправителей отменить дополнительную плату за перенос грузовой операции НЕ был выполнен АТ УЗ.

Что не устраивает грузоотправителей в новой редакции договора?

Новая редакция договора АТ УЗ на оказание услуг по организации перевозки грузов железной дорогой.  

Предложенная АТ УЗ редакция договора на оказание услуг по перевозке грузов имеет ряд дискриминационных для грузоотправителей условий.

А) Одностороннее право АТ УЗ вносить изменения и корректировки в текст договора.

В пункте 9.3. указанно, что АТ УЗ все изменения/дополнения к данному договору производит в одностороннем порядке путем размещения Перевозчиком изменений к договору на своем сайте. Заказчику остается только в течение 30 дней принять эти изменения или лишиться доступа к данной услуге. 

Б) Исключается ответственность АТ УЗ согласовывать и выполнять заявки Заказчика на перевозку грузов жд транспортом (эти условия прямо противоречат Уставу железных дорог).

Пункт 2.3.1. Договора (Ответственность перевозчика) снимает всякую ответственность с АТ УЗ за не выполнение Заявок на перевозку грузов. Наличие со стороны АТ УЗ согласования Заявки на перевозку грузов, не порождает безусловные обязательства выполнить эту перевозку груза. Эти же дискриминационные положения закреплены в Разделе договора Права Перевозчика (п.2.4.1 и п.2.4.2). УЗ оставляет за себой право не согласовывать Заявку на перевозку груза, не выполнять согласованную ранее Заявку на перевозку грузов.

В) В новой редакции договора значительно уменьшена ответственность АТ УЗ за нарушение сроков доставки грузов. 

В пункте 5.6. договора зафиксировано, что размер штрафа за нарушение сроков доставки грузов АТ УЗ будет рассчитываться только с платы за перевозку вагонов в груженном виде (груженный пробег) и не будет в себя включать плату за порожний пробег, плату за посуточное использование/аренду вагона (в груженном и порожнем пробеге).

Таким образом УЗ умышлено уменьшает собственную материальную ответственность за нарушение сроков доставки грузов в несколько раз.

Г) В договоре АТ УЗ введена одностороння ответственность Заказчика:

  • за возврат не очищенных вагонов после выгрузки; В пункте 5.5. Договора зафиксированы штрафные санкции за возврат неочищенных вагонов Заказчиков в размере 1500 грн за вагон. Считаю, аналогичные санкции необходимо применить в отношение УЗ за подачу не очищенных вагонов Заказчику;
  • за повреждение вагонов АТ УЗ; ответственность Заказчика за повреждение вагонов Перевозчика АТ УЗ детально расписана в п.2.1.17. По логике вещей, АТ УЗ обязана аналогичным способом расписать свою ответственность за сохранность подвижного состава Заказчика во время движения по жд сети АТ УЗ. 

Даже беглый анализ текста договора свидетельствует об одностороннем характере, предложенной редакции договора. В договоре максимально расширены обязанности Заказчика и максимально сужены обязательства УЗ. 

В текст новой редакции договора внесены спорные тарифные нормы, которые лоббирует АТ УЗ:

  • новая плата за подачу-уборку вагонов на малодеятельные жд станции;
  • коэффициент Тдоп - дополнительно оплачиваемые заказчиком 2 суток (1 сутки в груженном +1 сутки в порожнем пробеге);
  • новый порядок расчета платы за пользование вагонами под грузовыми операциями.

С учетом вышеозвученного, считаю текст нового договора АТ УЗ на оказание услуг не соответствующим принципам клиентоориентированности. 

Договор требует существенной доработки:

  • необходимо уравновесить ответственность сторон договора; 
  • предусмотреть механизм обратной связи и совместной корректировки условий договора (необходимо не допускать односторонние действия по изменению условий договора природным монополистом АТ УЗ);
  • необходимо в целом пересмотреть новый порядок определения платы за использование вагонов при грузовых операциях;
  • необходимо провести корректировку спорных тарифных норм УЗ (Тдоп; округление срока использования вагонов и т.д.). 

Некоторые клиенты Укрзализныци уже обратились в АМКУ с просьбой дать оценку новой редакции договора АТ УЗ на соответствие антимонопольному законодательству Украины. Ждем решения от АМКУ.          

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.