Антимонопольный комитет Украины начал рассмотрение дела по признакам злоупотребления «Нафтогазом Украины» монопольным положением на рынках природного газа. С 1 ноября 2018 г. «Нафтогаз» устанавливал завышенные цены на природный газ для населения и ТКЭ. Такие высокие цены не были бы возможными в условиях существования значительной конкуренции.

Возбуждение дела против «Нафтогаза», а фактически против руководителей компании (А. Коболева) - это признание преступных действий «Нафтогаза».

В то же время, ничего нового по делу АМКУ против «Нафтогаза» нет.

1. АМКУ подтверждает, что компания «Нафтогаз» является монополистом на рынке торговли природным газом.

2. АМКУ подтверждает, что «Нафтогаз» фактически саботировал процесс анбандлинга и не произошло фактического отделения сектора торговли газом. Компания использует свой транзитный и транспортный монополизм для усиления своих позиций на рынке торговли газом.

3. «Нафтогаз» получал в течение 2016-2019 гг. незаконную прибыль. И хотя АМКУ расследует дело с 1 ноября 2018 года по нынешний период, но формально рынок газа существовал с 2015 года. Поэтому «Нафтогаз» только за 2018 получил незаконных доходов от продажи газа населению на сумму более 25 млрд. грн. В течение трех прошедших лет «Нафтогаз» получил переплату за газ на сумму ориентировочно 75 млрд. грн. Их целевое использование не было подтверждено.

4. Дело АМКУ о монополизме «Нафтогаза» подтверждает искусственное сдерживание развития рынка продажи газа населению и теплокоммунэнерго. «Нафтогаз» обычно обвиняет облгазы в том, что именно газораспределительные организации «не хотят» и «не способствуют» конкуренции на рынке газа. Однако, расследование АМКУ фактически констатирует обратное - именно «Нафтогаз» долгие годы препятствует развитию рынка газа и сдерживает конкуренцию в этом сегменте. Особенно показательно, что больше всего сдерживания и противодействие «Нафтогаза» проявилась в течение прошлых шести лет, когда «Нафтогаз» на каждом углу рассказывал о реформе рынка газа. А также руководство «Нафтогаза» прилагало усилия для дискредитации существующей системы газоснабжения и пыталось получить контроль над существующими газораспределительными сетями.

5. В конце концов, дело АМКУ против «Нафтогаза» развеивает как дым все басни и сказки о «профессиональном» менеджменте «Нафтогаза».

Конечно, по возбужденному делу следует усматривать и политический аспект. Председатель правления «Нафтогаза» Андрей Коболева, большинство представителей в Наблюдательном Совете «Нафтогаза» через своих лоббистов в США и ЕС пытаются оказать давление на правительство и президента Зеленского, чтобы оставить Коболева в должности руководителя «Нафтогаза». И дело АМКУ должно продемонстрировать злоупотребления Коболева на посту главы «Нафтогаза».

Маловероятно, что действия АМКУ приведут к установлению справедливости и, например, заставит «Нафтогаз» пересчитать установленную завышенную стоимость газа.

Но сам факт дела АМКУ против монополизма «Нафтогаза» свидетельствует о том, что на самом деле руководство «Нафтогаза» и Наблюдательный совет компании использовали компанию в собственных целях. Тем более, если говорить о действительно независимом Наблюдательном Совете «Нафтогаза», то только сам факт дела АМКУ уже бы стать основанием для отставки главы «Нафтогаза» Коболева и членов Наблюдательного Совета И для этого не нужно ждать завершения контракта 22 марта 2020 года.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.