Совсем недавно прошла незамеченной широкой общественностью новость “Поліція викрила схему несплати акцизу з цигарок на 3 млрд грн щомісяця“. Журналисты многих интернет-изданий посчитали эту новость настолько рядовой и несущественной, что даже не выделили её в списке других (например, хотя бы “жирным” шрифтом).

А между тем, новость таит в себе ошеломляющие цифры, которые недополучает бюджет.

Итак, в озвученной новости Департамент Экономической Защиты Национальной Полиции бодро рапортует, что была раскрыта схема уклонения от уплаты акцизного сбора на табачные изделия на сумму примерно 700 млн. грн. в месяц. Там же добавляется, что с этого товара также не платился НДС на сумму приблизительно в 2.5 млрд. грн. в месяц.

Теперь задумаемся: 700 млн + 2.5 млрд = 3.2 млрд. в месяц(!). Или приблизительно 38 млрд. грн. в год. И это только по одной раскрытой схеме “табачников” (без “водочников” и прочих плательщиков акцизов с топлива).

С другой стороны, глава Государственной Налоговой Службы Сергей Верланов заявил, что “у січні-липні невиконання збору від акцизів становило 8,8 млрд. грн”. Это соответствует где-то 1.2 млрд. грн в месяц по уплате акцизного сбора и ещё 4.2 млрд. грн. в месяц неуплаченного НДС. Итого приблизительно 5.4 млрд. грн. госбюджет ежемесячно недополучает. В годовом выражении это около 65 млрд. грн.

С третьей стороны, может быть, просто план был большой по акцизным сборам, поэтому он и не выполняется. Но, увы, дело не в плане, иначе в том же интервью не рассказывалось о том, как ГФС собирается бороться с контрафактом.

Итого имеем консервативную оценку в недопоступлении в бюджет в размере 38 млрд. грн в год, оптимистичную от главы ГНС - в 65 млрд. грн. и пессимистичную - более 100 млрд.

Остановимся на оптимистичной оценке. 65 млрд. грн. - это много или мало?

На сегодняшний день это приблизительно $2.6 млрд (более 10% от золотовалютных запасов НБУ).

Также это 5.8% бюджета страны.

Не забываем и о ВВП, 65 млрд. грн. смогли бы его увеличить на 2.1%.

В бюджете-2020 (пока что) заложено 74,4 млрд. грн. на дорожную инфраструктуру. Если добавить 65 млрд., то ремонтировать\строить дороги можно практически в два раза больше.

Нужно всего 30 млн. грн. чтобы наконец-то жители Украины, которые живут в Бессарабии в Тарутинском и Арцизском районе, смогли доехать до Одессы. Или 1-1.5 млрд. грн., чтобы отремонтировать все дороги между сёлами в этих районах (край этот забыт всеми видами власти на протяжении всей истории независимой Украины, тут даже ТВ и радио часто не ловит, люди пользуются спутниковыми антеннами и смотрят поголовно “Россия-1”).

Стоимость ремонта “дороги смерти” Александровка - Кропивницкий - Николаев составляет 1.1 млрд. грн.

На 65 млрд. грн. можно ежегодно полностью отремонтировать дороги в 70-80 районах (а это 2-3 области) страны или отремонтировать около 60 “дорог смерти”.

Эта сумма позволяет увеличить ежемесячную пенсию каждому пенсионеру на 470 грн. (да, не много, но пенсионеров у нас 11.5 млн. чел., и поднять всем пенсию на 100 грн. в месяц обойдётся государству в 13 млрд. грн.)

Или каждому из приблизительно 400 тыс. учителей можно прибавить 13500 грн. к ежемесячной зарплате, а это, по факту, является удвоением и, даже, временами, утроением зарплаты.

Или купить около 30000 автомобилей скорой помощи.

Также можно купить в 10 раз больше препаратов, которые закупает государство для передачи больным бесплатно (особенно препараты, направленные на борьбу с раком и другими смертельными заболеваниями).

За эти деньги государство может купить более 3 млн. кв. м. жилья и полностью закрыть потребность в жилье 40 тыс. военнослужащих, которые сейчас стоят на квартирном учёте (а если выдавать не двух-трёх-комнатные квартиры, а однушки, то можно решить жилищный вопрос ещё для 20 тыс. сотрудников полиции).

Эта сумма является 2\3 оборонного бюджета, выделенного на армию, и которую можно потратить на скорейшую модернизацию и укрепление обороноспособности страны.

Этот список можно продолжать бесконечно, наверняка у каждого имеются свои идеи, как можно потратить такие деньги с пользой для общества.

Тем не менее, государству такие деньги не нужны.

Чтобы в этом убедиться, нужно всего лишь понять, как государство собирается бороться с попытками уклонения от уплаты акцизного сбора.

Традиционно инструментом, контролирующим уплату акцизного сбора, является акцизная марка - производитель купил марку, соответственно уплатил акцизный сбор. Проблема акцизных марок в том, что они подделываются. При этом нет необходимости подделывать все навороченные защиты акцизной марки, так как рядовой потребитель абсолютно не в курсе, сколько степеней защиты имеет акцизная марка и как убедиться в том, что она защищена. Поэтому подделка акцизной марки сводится к созданию “марки” похожей более-менее на оригинальную (а это значит, что ультрафиолетовыми\инфракрасными чернилами можно пренебречь, изготовление голограмм вообще не составляет труда, тем более их можно делать “похожими”, а не один в один). Не секрет, что такие “марки” вовсю штампуются в Турции и переправляются в Украину. Но и местные умельцы тоже времени не теряют.

Таким образом производителю (или изготовителю контрафактной продукции) не составляет труда приобрести поддельную акцизную марку и наклеить её на свою продукцию, не уплатив акцизный сбор. Так как такая продукция не сможет попасть в легальную сеть продаж, то и не будет уплачен НДС с такой продукции.

И как же с этим можно бороться?

Во-первых, можно сменить дизайн акцизной марки. По разным источникам, эффект увеличения уплаты акцизного сбора составляет 10-30% (в зависимости от страны) в течении первых нескольких месяцев после ввода нового дизайна. Через несколько месяцев эффект идёт на спад. Очевидно, что поддельщики в первые месяцы приноравливаются к новой акцизной марке и контрафакт не производят. Немного позже они появляются. В итоге только изменением дизайна обойтись нельзя, т. к. результат будет временным.

Чтобы результат стал долгосрочным, нужно чтобы потребитель мог легко проверить подлинность акцизной марки. Очевидно, что мало кто носит с собой ультрафиолетовую лампу или увеличительное стекло. Поэтому проверка должна быть настолько простой, чтобы потребитель мог совершить её подручными средствами. На сегодняшний день у человека при себе почти наверняка всегда есть кошелёк и смартфон. Кошелёк для проверки подлинности акцизной марки задействовать наверное сложно, зато задействовать смартфон - нужно. Такие технические решения существуют и предоставляют простой способ для потребителя проверить подлинность акцизной марки. Вовлечённость потребителей может быть ещё больше, если за проверку акцизных марок можно будет выиграть какое-то вознаграждение. К тому же, как заявляют авторы подобных решений, их защитный элемент невозможно подделать в промышленных масштабах. Поэтому широкая вовлечённость потребителей и инновационные технологии защиты от подделок - гарантия того, что поддельные акцизные марки будут выявляться достаточно быстро и использовать их будет опасно для производителей контрафакта.

Во-вторых, можно поставить счётчики учёта спирта (как предлагает действовать ГНС) и табачных изделий. Но это также так себе решение, поскольку раньше условные “производители” разливали контрафакт в “третью смену”, но продукт по качеству ничем не уступал оригинальной продукции. Теперь же производитель контрафакта вместо качественного спирта будет вынужден использовать спирт неизвестного происхождения, что может привести к отравлениям алкогольной продукцией.

Вместо счётчиков учёта спирта\табака\топлива, необходимо построить общенациональную систему Track&Trace, которая просто не позволит продать конечному потребителю контрафактный товар. Введение подобной системы от налогового органа до торговой точки позволит вернуть как минимум 90% из тех 65 млрд. в бюджет страны. Оставшаяся контрафактная продукция будет реализовываться лишь тем, кто сознательно покупает контрафакт.

Эти два подхода - изменение дизайна акцизной марки с добавлением уникального, защищённого от подделки и проверяемого смартфоном элемента, плюс введение системы Track&Trace полностью решают проблему неуплаты акцизных сборов (и как следствие - НДС). К сожалению, государство пока идёт другим путём, пытаясь без особого успеха бороться со следствием, а не первопричинами.

Вместо заключения, хочется лишь подчеркнуть, что наполнить бюджет и увеличить ВВП относительно легко - деньги на поверхности. Нужно лишь желание и политическая воля руководства Украины. Смену акцизной марки возможно реализовать за несколько месяцев, внедрить полностью систему Track&Trace - за 1-2 года.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.