Как известно, еще летом 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон о внедрении в крупных городах Украины единого электронного билета на поездки в городском общественном транспорте. В сентябре 2018 года на очередной сессии городского совета Днепра была утверждена Концепция внедрения автоматизированной системы оплаты проезда в общественном транспорте. 

В соответствии с этой Концепцией планировался перевод всего общественного транспорта города (метрополитена, трамваев, троллейбусов и автобусов) на безналичную оплату проезда до начала 2021 года, а электротранспорта - уже до конца 2019 года. Предусматривалось, что у горожан будет возможность осуществить оплату проезда не только посредством банковской карточки, но и через QR-коды, для использования которых необходим лишь смартфон. Современный программно-технический комплекс должен был предоставить возможность создать не только автоматизированную систему безналичного расчета, но и позволить абсолютно прозрачно, с точностью до одного человека, учитывать количество пассажиров, в т.ч. и льготников, а также пробег транспортных средств. Внедрение автоматизированной системы оплаты проезда должно было полностью исключить оборот фальшивых проездных документов.

Также реализация Концепции обещала для городских властей создать инструментарий, дающий  возможность на основании прозрачных данных о реальных пассажиропотоках, определять целесообразность существования того или иного маршрута, а так же рассчитать экономически обоснованную стоимость проезда. Система должна была позволить и коммунальным предприятиям, и частным перевозчикам получать точную информацию о том, сколько реально денег они заработали на маршруте за каждый временной промежуток. 

Кроме того, по факту перевозчики не получают компенсацию за перевозку льготников или недополучают ее в полном объеме, поскольку не могут доказать, сколько реально они перевезли таких пассажиров за месяц. Наличие электронного билета обеспечивает процесс в автоматическом режиме.

Предполагалось, что для удобства граждан в городе будут действовать три типа проездных документов, а именно, одноразовый билет, не содержащий персональных данных; многоразовый не персонифицированный документ на некоторое количество поездок; и «карта днепрянина» с возможность пополнения баланса.

Экспертное сообщество сразу же обратило внимание на ряд существенных недостатков и пробелов, присущих утвержденной Концепции. Так, в ней обойден вниманием вопрос налогообложения оплаты проезда е-билетом. То есть, не затронут вопрос обязательна ли выдача пассажиру соответствующего чека. Не были утверждены единые правила, в рамках которых были бы стандартизированы условия перевозок пассажиров льготных категорий. И это сыграло свою негативную роль в будущем. 

Тем не менее, принятая Концепция широко популяризировалась в местной прессе лично заместителем городского Головы Яникой Мерило, которая и была назначена куратором проекта. Предполагалось, что первыми в системе электронного билета начнут работать коммунальные перевозчики. В салонах трамваев, троллейбусов и автобусов должны быть установлены валидаторы для считывания е-билетов и банковских карт. 

Старт реализации Программы казался многообещающим. Уже в 2018 году в Днепре с помощью смартфона через мобильное приложение Приват24 стало возможным приобрести проездной абонемент на неограниченное количество проездов в муниципальном электротранспорте на один день, неделю, месяц. Кстати, на 2018 год оплата проезда за конкретный срок и на несколько видов транспорта стало первой в Украине возможной опцией именно в Днепре. Салоны коммунального электротранспорта начали оснащаться влидаторами.

Однако, после первых шагов продвижение проекта заморозилось. Е-билет внедрен лишь на части  электротранспорта и лишь на некоторых центральных маршрутах, автотранспорт же остается полностью вне процесса. Автоперевозчиков, а они в Днепре в большинстве своем частные, можно понять, они привыкли оперировать никак неучтенной и бесконтрольной наличкой. Пассивность же городских властей крайне сложно объяснить с точки зрения интересов города и его граждан. 

Технически и юридически проблема является несложной. Вопрос только в желании перевозчика показывать реальную ситуацию и пассажиропоток на своем маршруте, а так же в желании городских властей реализовать ими же принятую Программу.  Специалисты утверждают, что расширить сеть QR-кодов можно буквально за несколько дней, а на установку валидаторов в пределах города потребуется до 20-30 дней. Причины заморозки проекта общественности до сих пор никто вразумительно не объяснил.

Возникает устойчивое ощущение, что основной и единственной причиной заморозки Программы диджитализации на транспорте в Днепре, как и в Киеве, есть незаинтересованность городских властей и некоторых участников пассажироперевозок в ликвидации теневых финансовых потоков. Как мы видим проблемы двух мега полисов схожи как две капли воды.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.