Решение о строительстве метрополитена в Днепре было принято и тщательно обосновано еще в 80-х годах прошлого века, но только в начале 90-х строительство стартовало по-настоящему и сразу стало знаковым для всей страны. Как известно, в 1996 году Днепр стал третьим городом в Украине, имеющим метрополитен. В эксплуатацию был введен первый пусковой комплекс первой линии, однако дальнейшие работы в силу ряда объективных и субъективных причин были резко замедлены, и вскоре строительство вообще приостановилось.

Таким образом, город на Днепре пополнил Книгу рекордов Гиннеса, имея не только самую длинную в Европе Набережную, но и самое короткое в мире метро, которое не окупает даже текущие расходы, связанные с его содержанием.  Ежегодные дотации из городского бюджета на поддержание его эксплуатации составляют около 70 млн. грн. ежегодно, цифра имеет тенденцию к постоянному увеличению. Первая очередь первой линии соединила лишь один из многих жилых массивов с ж/д вокзалом и практически никак не повлияла на общее состояние транспортных потоков в городе. 

К счастью, в последние годы ситуация стала заметно меняться. Не смотря на глубокий экономический кризис в 2016 году Кабинет министров принял принципиальное решение о продолжении метростроя в городе. Был утвержден пятилетний план строительства 2-го и 3-го пусковых комплексов - от Железнодорожного вокзала до Горного университета. Начиная с 2016 года правительство достаточно аккуратно выделяет субвенции на строительство  - за истекший период перечислено более 2 млрд. грн. ЕБРР и другие Европейские банки привлечены к кредитованию проекта, причем, на местный бюджет легла нагрузка исключительно по погашению процентов по кредитам. Дискуссии о необходимости завершения строительства первой линии, будоражившие город долгие годы, остались в прошлом. 

В соответствии с данными сводного сметного расчета, предоставленного специалистами проектного института «Укрспецтоннельпроект» и ОАО «Днипрометбуд», при строительстве 2-го и 3-го пускового комплекса, объектов гражданской обороны и незавершенных объектов первого пускового комплекса, за все пять лет строительства общая нагрузка на местный бюджет в общем составит примерно 2 200 млн. грн.

В соответствии с выводами Киевского Института  ГП УДНДИПМ Днепроград пропускная способность проспекта Д. Яворницкого (Карла Маркса) на сегодня уже  не просто исчерпана (именно по нему и проходят 2-й и 3-й пусковые комплексы), а перегружена в 4 раза. Если магистральная сеть не получит развития, ситуация будет стремительно ухудшаться. При условии же запуска в эксплуатацию 3-х новых станций в центре города годовой объем пассажироперевозок в метрополитене составит 85 800 000 человек в час, что больше чем в 12 раз превысит существующий объем пассажироперевозок. Важно также отметить, что по данным специалистов объем пассажироперевозок на 1 км линии составляет 7 млн. пасс. / км., что является достаточным коэффициентом для обоснования строительства новых очередей метрополитена.

В соответствии с ТУ, предоставленными Австрийской экономической консалтинговой компанией по поручению банков-кредиторов, завершение строительства первой линии метрополитена позволит не просто отказаться от дотаций, но и обеспечить его 4-5% рентабельность за счет резкого увеличения объема перевозок.

Согласно данным вышеназванного института, сдача в эксплуатацию 2-го и 3-го пусковых комплексов позволит значительно сократить наземные транспортные маршруты, проходящие параллельно линиям движения метрополитена по всей их протяженности.

Необходимо отдать должное Генеральному подрядчику - турецкой компании Linmark, которая после серии скандалов, вызванных промедлениями в выполнении работ и ошибками в проектировании, вошла в необходимый график строительства и ежемесячно публично отчитывается перед общественностью о выполненных работах.

Подземка строится по австрийскому методу, который на сегодня является наиболее скоростной технологией в Европе и в Украине используется впервые. 

«Это технология позволяет поднимать на поверхность примерно в пятнадцать раз больше породы, по сравнению с методом, который использовался во времена Советского Союза», - отмечает менеджер проекта компании Linmark Мустафа Толга Эргин.

«После того, как в сентябре мы вышли на нулевую отметку, идем уже исключительно перпендикулярно. На сегодня по основным стволам строители дошли до необходимой глубины, где начинаются скальные породы грунта. Это является важнейшим обстоятельством для ускорения всего комплекса работ», - добавляет городской голова Борис Филатов.

Завершение строительства 2-3-го пусковых комплексов и первой линии в целом позволит городу решить сразу большой комплекс задач. А именно:

  1. Обеспечить надежное и быстрое транспортное сообщение промышленных предприятий и жилых районов западной части города с Центром, где расположены основные административные и общественные учреждения.
  2. Снять существующие проблемы пропускной способности магистралей в центральной части города с проведением кардинальной реорганизации движения наземного транспорта вдоль всей линии метрополитена.
  3. Повысить в 10-12 раз объем пассажирских перевозок метрополитеном и обеспечить его 4-5% рентабельность, сняв с города необходимость его  дотирования.
  4. Уменьшить расходы города на эксплуатацию трамвайно-троллейбусного парка и содержание автодорог.
  5. Улучшить санитарно-экологическое состояние центральной части города.
  6. Обеспечить экономию времени жителей города за счет скорости перевозки метрополитеном.
  7. Создать предпосылки для дальнейшего развития метрополитена и повышения его рентабельности, возобновив строительство продолжений линии к ст. Южный вокзал с привлечением пассажиров левобережной части города, а со временем и ж/м Парус, что позволит увеличить пассажиропоток еще в 1,3-1,4 раза. 
  8. Обеспечить освоение подземных площадей по всей линии с вестибюлями метрополитена с использованием паевого участия частных компаний.  

Шансы на то, что жители Днепра все-таки получат первую многострадальную линию метрополитена весной 2023 сегодня выглядят реалистично. Завершение долгостроя станет наиболее масштабным реализованным инфраструктурным проектом в Днепре за все годы независимости.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.