Действующая власть пришла к рычагам управления страной, декларируя форсированное создание государства в смартфоне. Как известно, этот лозунг был активно принят и поддержан в самых разных слоях общества. Что же сегодня происходит с диджитализацией украинской экономики и в частности, транспортной сферы

Начнем с утверждения прогнозистов, что в ближайшие пять-десять лет объем цифровых данных в мире увеличится в несколько раз и охватит 97 процентов населения. Проще говоря, все мы либо уже подключены к единой глобальной сети, либо это произойдет в ближайшем будущем. Неизбежность молниеносной по историческим меркам цифровизации транспортной отрасли подталкивает к проведению прикладного исследования, в рамках которого были бы определены мотивация, опыт и риски внедрения цифровых решений в транспорте, изучены мнения участников рынка о конкретных диджитал-решениях от уберизации и дронов до искусственного интеллекта и Big Data. Данная тематика напрямую затрагивает интересы портовых и ж\д операторов, грузоотправителей, экспедиторских, агентских и складских компаний, работающих в т.ч. в сегменте В2В. 

Диджитализация превратилась в одно из основных направлений улучшения системы государственного управления. Что же представляет собой проблематика внедрения цифровых технологи? Чем они способны помочь компаниям транспортной сферы? Условно она разделена на три фактора. Первый – главные мотиваторы, второй - риски и препятствия, третий – анализ в прикладном аспекте потенциала тех или иных направлений внедрения цифровых технологий, начиная с базового электронного документооборота и заканчивая искусственным интеллектом.

Еще сегодня отрасль находится в рамках традиционной конкуренции по качеству сервиса, ценам, объемам. Важность внедрения цифровых решений определяется необходимостью повышения прозрачности администрирования и снижения коррупции. Но мы стоим на пороге возникновения конкуренции нового уровня, когда соревнование будет происходить не только и не столько в цене и уровне сервиса, а и в самом уровне диджитализации - насколько удобны интерфейсы для клиентов, кабинеты пользователей, доступна ли В2В синхронизации данных, есть ли возможность в он-лайн режиме отслеживать грузы, пассажиров, осуществлять сбор и обработку данных? Какой уровень кибер-безопасности способен гарантировать разработчик? Оптимальные ответы на данные вопросы дадут возможность доступа для бизнеса к качественно новым решениям. 

Каковы же основные тренды развития отрасли? С достаточной степенью условности их можно разделить на 4 вектора. 

Телематика 

Сервисы, передающие данные о передвижении и режиме работы транспорта, отдельных его агрегатов. Электронные системы собирают информацию с тахографов , GPS-трекеров, а так же датчиков на различных узлах транспортного средства. Телематика позволяет удаленно наблюдать за уровнем топлива, показаниями датчиков бортового компьютера, температурой в двигателе и салоне, состоянием систем автомобиля. В контейнерах можно отслеживать температуру и влажность воздуха, уровень вибраций и прочие условия транспортировки. Развитая телематика дает возможность оперировать датчиками мониторинга расхода топлива и работы навесного оборудования. Возможно использование систем мониторинга давления на поверхность земли, датчики износа оборудования. 

Данные стандартизированые интерфейсы способны к интеграции с системами транспортного средства посредством CAN-шины, с возможностью получения данных с бортового компьютера транспорта, внедряются беспроводные Bluetooth-датчики, функционирующие без проводки.

Как результат, у пользователя появляется возможность получать и анализировать информацию о функционировании транспортной системы в режиме реального времени. Телематика позволяет заранее обнаружить неисправности и заблаговременно предпринять необходимые шаги. 

Большие данные

Полученные и накопленные данные телематики дают возможность осуществлять анализ информации и оптимизировать перевозки. Благодаря технологиям транспорт становится не только подключенным, но и прогнозируемым. Разрабатываются и внедряются системы предиктивной аналитики и предсказания потребительского спроса. Например, один из украинских авиаперевозчиков заявил о внедрении технологии прогнозирования загрузки рейсов и цен на билеты. С другой стороны, сегодня производится активное внедрение в транспортную и логистическую сферы технологий, позволяющих оптимизировать маршруты, так же связанных мониторингом передвижения транспортных средств. 

«Одно окно для клиента»

Транспортные сервисы становятся доступными в режиме, когда клиент может получить полный набор услуг в одном месте. Клиенты имеют доступ к транспортным сервисам через личные кабинеты на сайтах многих транспортных компаний, где можно оформить заявку на перевозку и отследить все этапы ее выполнения, получив подтверждение о доставке.

Существуют так же платформы, аналогичные системе Uber для заказа такси. Компания-агрегатор дает доступ к базе проверенных транспортных компаний, сразу рассчитывает стоимость услуг и позволяет осуществлять онлайн-трекинг каждой перевозки.

Единое цифровое пространство

Создание единого логистического пространства может облегчить процессы доставки грузов или пассажиров в любую точку страны или даже континента. Данное пространство видится как набор интегрированных систем, включающих платформы для планирования перевозок с использованием различных видов транспорта и инфраструктуры. Однако, пока общий уровень цифровизации участников рынка не позволяет создать такое пространство. Согласно разработкам Министерства инфраструктуры, в Украине в ближайшее время должна появиться трехуровневая система математической модели транспортного планирования. Три уровня – это город, регион и страна.  Предполагается, что регион использует данные, полученные из городов, а страна — данные из регионов. Все данные попадут в единую систему. В итоге, трехуровневая модель позволит перейти от концепции «умных» городов к концепции «умной» страны. С возникновением такой модели исчезнут истории о том, что в одних городах появляется ненужная инфраструктура, а в других ее никак не могут построить. Все варианты развития транспортной инфраструктуры можно будет рассчитать в едином цифровом пространстве: это повысит прозрачность и согласованность, позволит сравнивать плановые и фактические эффекты каждого отдельного проекта.

Каковы же планы отечественного Министерства в этой связи? Генеральный директор Директората цифровой инфраструктуры на транспорте Министерства инфраструктуры Украины Фарид Сафаров поделился своими планами. Среди прочего, в качестве приоритетов ведомства он обозначил такие. 

Создание специальных электронных кабинетов для перевозчиков, с целью получения всех административных услуг в транспортной сфере именно через них.

Создание для пассажиров единого электронного билета на весь маршрут, который бы работал по принципу маршрутов Google Maps. Это определено в качестве приоритета на ближайшие 3-5 лет.

Внедрение "интернета вещей" в портовой инфраструктуре и на ж/д транспорте, что необходимо для обмена данными и более эффективного использования человеческого ресурса. Яркий пример - Сингапур или Шанхай. Там на весь огромный порт не увидишь более десятка людей, поскольку все системы автоматизированы и необходимо лишь несколько человек, которые контролируют их работу.

Обеспечение максимальной прозрачности хозяйственной деятельности "Укрзализныци". В Министерстве ожидают резкого повышения эффективности ее работы уже в самое ближайшее время.

Несмотря на широкий разброс мнений, эксперты и практики едины в одном.  Если украинская транспортная сфера не диджитализируется в сжатые сроки, не поборет коррупцию и общую низкую эффективность, она умрет для мировой системы разделения труда на транспорте. Причем стремиться нужно к такой ситуации, когда субъекты, работающие в отрасли, сами становятся лидерами в IT-решениях и производстве программного обеспечения.

5 ноября Кабинет министров Украины презентовал доработанную редакцию бюджета на 2020 год, подготовленную ко второму чтению. В целом в бюджете нет ни обещанного резкого роста экономики, ни эффекта от реформ, якобы начатых новой властью. И хотя Правительство Гончарука рассчитывает на рост ВВП в размере 3,8 %, ему придется иметь дело с теми же экономическими возможностями и ресурсами, что и предыдущему Правительству. Но здесь особо интересно другое. В проекте на 2020 год не предусмотрено дополнительных расходов на проведение цифровизации в Украине и внедрение проекта «государство в смартфоне». Об этом заявил Министр цифровой трансформации Михаил Федоров. 

По его словам, средства на воплощение в жизнь цифровых проектов правительства планируют получать от международных партнеров в качестве технической помощи. Также Федоров рассчитывает на эффективную работу своей команды, которая потребует минимум расходов.

«В нашем направлении, на данном этапе развития страны, нужно уметь достигать цели с ограниченным ресурсом. А диджиталлизация — это эффективность, трансформация, и, надеюсь, влияние на увеличение бюджета на 2021 год», — добавил Федоров.

Вывод из сложившейся ситуации напрашивается простой. Перспективы форсированного развития цифровой отрасли остаются просто перспективами или пустой болтовней со стороны власти, говоря не политкорректно. Государство не в состоянии обеспечить прорыв, да уже, собственно, ничего обществу даже не обещает. Зачем? Ведь выборы успешно прошли!

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.