Ассоциация “Украинский логистический альянс”, как и другие профессиональные объединения, на протяжении 2017-2018 годов отправляли множество замечаний и предложений по данному законопроекту. Но большинство из них осталось без внимания. Почему? Ответ на этот вопрос стоит поискать в высоких кабинетах Министерства. Мы очень тщательно проанализировали предложенный текст и пришли к выводу, что в данной редакции этот документ «сырой» и принимать его никак нельзя.

Сейчас мы предприняли вторую попытку и вновь  обратились к профессиональному сообществу, чтобы совместными усилиями предложить разработчикам законопроекта качественное улучшение сути этого важного и необходимого документа. Главное, чтобы чиновники были готовы «услышать» операторов рынка, ведь крайне важно совместными усилиями выработать понятные и прозрачные правила игры, которым бы все неукоснительно следовали.  

А теперь вкратце расскажем, почему же этот документ требует существенной доработки.

Во-первых, законопроект об ММП во многих положениях противоречит нормам существующего украинского законодательства. А сама привязка законопроекта к необходимой имплементации директивы ЕС № 92/106 от 07.12.1992 г., касающейся комбинированных перевозок, — не что иное, как подмена существующих понятий.

Директива ЕС была принята с целью улучшения экологической ситуации путем уменьшения рыночной части грузов, которые перевозятся автотранспортом. Но понятие “комбинированная перевозка” — это производная от “мультимодальных перевозок”. При этом в странах ЕС экспортные рынки, площадь стран, расстояния между государствами существенно отличаются от украинских реалий. Прямое копирование норм директивы ЕС, да еще и с понятийной путаницей, вызывает массу вопросов к разработчикам документа.

Во-вторых, разработанный документ направлен на то, чтобы перевозка грузов автотранспортом составляла минимальную часть перевозок, что попросту вынудит многих потенциальных участников перевозочного процесса отказываться от заключения хозяйственных договоров именно как договоров мультимодальной перевозки грузов. Хочу также обратить внимание на то, что предложенная Министерством инфраструктуры Украины редакция законопроекта создаст препятствия для развития хозяйственной деятельности клиентов-заказчиков транспортно-экспедиторских услуг по мультимодальным перевозкам. Кроме этого, практическое использование норм законопроекта может причинить ничем не обоснованный вред автоперевозчикам грузов.

Как предвидится, это повлечет снижение темпов обновления подвижного состава автотранспорта на более “чистый”. А юридические отношения оператора ММП и автоперевозчика будут регулироваться условиями обычного договора о перевозке груза, на который не будут распространяться ограничения, предусмотренные будущим законом “О ММП”.

В-третьих, ключевая роль в создании сети мультимодальных терминалов необоснованно гипертрофируется в пользу представителей крупного бизнеса, которые заинтересованы в дальнейшей диверсификации своей деятельности путем монополизации рынков логистических услуг, что может повлечь монополизацию рынков логистических услуг. Ведь предоставление госгарантий по созданию и развитию мультимодальных терминалов согласно ст. 8 этого законопроекта практически полностью будет направлено на частные компании.

В тексте дополнения к законопроекту № 2 “Методика проведения анализа влияния регуляторного акта” четко сказано, что в проектах по строительству терминалов будут принимать участие “системные предприятия, которые уже имеют значительные активы в транспортной сфере преимущественно на железнодорожном транспорте”. Кроме этого, в дополнениях к законопроекту предусмотрено, что сеть мультимодальных терминалов создадут от 2 до 5 субъектов, но авторы документа вполне допускают, что терминальную сеть могут создать один-два больших субъекта. Этот подход очень четко повторяет 90-е годы, когда формировалась олигархическая экономика. Это может привести к еще большей нагрузке на госбюджет, который предоставит и финансовую помощь, и всевозможные льготы для представителей крупного национального и иностранного бизнеса. Считаем, что разработчикам законопроекта следовало бы глубоко изучить целесообразность концентрации всей деятельности по грузопереработке, хранению, таможенному оформлению грузов только на 5-9 терминалах Украины.

По нашему мнению, одними из важнейших шагов перспективного закона развития ММП должны стать планы формирования инфраструктурной евроинтеграции Украины как  неотъемлемой составляющей единой транспортно-логистической системы ЕС. Именно этот аспект рассматривается Европейской Комиссией (ЕК) как неотъемлемая составляющая транспортно-логистической системы ЕС. Это также четко видно при рассмотрении опубликованных ЕК карт транспортных коридоров сети TEN-T.

В развитии ММП Украины, как нам видится, мы должны в первую очередь на законодательном уровне идти навстречу интеграции с такими трансконтинентальными логистическими системами, как TEN-T, что послужит не только процессам оптимизации логистических систем, а и увеличению грузооборота товаров и комплексу услуг через территорию Украины.

При законодательном закреплении планов развития ММП с учетом стыковки с узлами  трансконтинентального маршрута TEN-T вся территория Украины будет подключена к азиатско-европейскому товарообороту, а это также соответствует стратегическим планам развития стран Балтии и Восточной Европы.

Таким образом, данный законопроект еще далек от совершенства. Еще придется потрудиться над ним, как представителям логистического бизнеса, так и разработчикам. Закон об ММП важен и нужен. Осталось только сделать так, чтобы он стал таковым для всех участников перевозочного процесса.

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.