Новости партнеров

Загрузка...

Денис Костржевский: Все авиакомпании сейчас стремятся удешевить стоимость билета

24 октября 2017
Новости общества,Эксклюзив http://data.ua/wp-content/uploads/2017/10/6b0fd657d33b286650093b0f44ef7afd.jpg
2017-10-24

Через 5-10 лет грань между бюджетными и классическими авиалиниями сотрется, прогнозирует председатель совета директоров Международного аэропорта «Киев» Денис Костржевский. Первые будут стремиться продавать максимальный набор услуг за максимальную цену, вторые — находить ресурсы, чтобы перевозить часть пассажиров на рейсе по лоукост-стандарту.

Какие перемены ждут украинский авиарынок, как будет развиваться второй по величине аэропорт страны и о переговорах с бюджетными авиалиниями в интервью DATA.ua рассказал Денис Костржевский.

Растет ли пассажиропоток в аэропорту «Киев»?

По прогнозным показателям на этот год пассажиропоток у нас увеличится на 50%. Мы связываем это с безвизом, стабилизацией макроэкономических показателей в стране, улучшением бизнес климата, увеличением количества украинцев, которые хотят и могут себе позволить путешествовать за рубежом. Ну и не последнюю роль в этом играет поддержание уровня сервиса нашего аэропорта на должном уровне, который стимулирует пассажиров все-таки отдавать предпочтение аэропорту «Киев».

Какие направления пользуются наибольшей популярностью у украинцев?

Естественно, курортные: Средиземноморье, Турция, Эмираты, Египет. Возрастает доля туристических направлений, связанных с европейскими городами. Т.е. это уже такой культурный туризм, когда люди летят не для того, чтобы погреться на солнце, а еще чтобы посетить музеи, увидеть какие-то достопримечательности. Ожидаем роста пассажиропотока на новогодние праздники на горнолыжные курорты.

Какова перспектива роста внутренних авиаперевозок? Есть ли смысл развивать их в условия того, что расстояния между областными центрами у нас в пределах 500 км? Иногда, с учетом прохождения всех формальностей в аэропорту, самого перелета, такое расстояние быстрее и дешевле преодолеть на скоростном поезде или автомобиле.

От нас летают и увеличивают пассажиропоток Одесса, Львов, Запорожье, Ивано-Франковск. Но с моей точки зрения особой перспективы развития и роста пассажиропотока на внутри украинском рынке в ближайшие несколько лет я не вижу. Пока стимулирует внутренние перелеты не желание людей летать на самолетах, а отвратительное качество украинских дорог. Люди, грубо говоря, не хотят «убивать» машину, хотя по европейским меркам ехать на 400-500 км предпочтительно на авто. Поскольку качество дорог у нас постепенно улучшается, идет ремонт, тенденция к увеличению автомобильных перевозок будет превалировать над авиационными перевозками.

Аэропорт «Борисполь» развивается, как хабовый аэропорт. Львиная доля их пассажиров — это трансфертные пассажиры. Кто главный пассажир аэропорта «Киев»?

У нас часто спрашивают, являемся ли мы конкурентами с «Борисполем». Мой ответ: на 80% нет. Потому что «Борисполь» действительно аэропорт хабовый. Это когда человек прилетает, пересаживается в аэропорту и летит дальше в следующий пункт назначения. Как правило, это уже дальнемагистральные перелеты — Америка, Гонконг, Африка. Существуют региональные хабы и большие международные. Региональные — это из Украины все слетелись в аэропорт и потом разлетелись, куда хотят, условно говоря, в Европу, Эмираты. Аэропорт «Киев» мог претендовать на статус регионального хаба. Но поскольку внутренние перевозки потихоньку уменьшаются, то и значение аэропорта «Киев», как регионального хаба тоже снижается. «Киев» является аэропортом конечного пассажира — point to point.

Какова пропускная способность аэропорта «Киев»?

По проектным возможностям мы можем обслужить 2,5 миллиона пассажиров на вылет в год. В этом году аэропорт «Киев» ожидает до 1 миллиона пассажиров на вылет. Соответственно, у нас еще есть резерв. Мы можем на 60-70% увеличить это количество. Есть разные участки обслуживания пассажиров, которые в той или иной мере недозагружены или перезагружены. Условно говоря, если количество стоек регистрации и стоек безопасности позволяет нам обслужить 2,5 миллиона пассажиров, то количество кабинок пограничного контроля может быть недостаточным. На сегодня самым узким местом в аэропорту «Киев» является зона прилета. Мы работаем над тем, чтоб ее увеличить, улучшить и уменьшить время ожидания пассажирами прохождения формальностей, получения багажа.

Нужно ли сейчас думать о расширении аэропорта, если учитывать, что в Украине имеется большой отложенный спрос на авиаперевозки?

Рост авиаперевозок будет постепенным, не лавинообразным процессом. Может чуть быстрее, чем мировая статистика нам говорит — там 5-7% ежегодного роста. Хотя в этом году мы действительно имеем увеличение авиаперевозок на 50%, примерно на 15% мы превысили докризисный 2013 год, наверстали то, что было упущено. Я не думаю, что в дальнейшем будет такой же значительный рост. В следующем году это будет еще прирост процентов 30-40, а дальше будем выходить на общемировые тенденции — 5-7% в год.  Если произойдет резкое увеличение пассажиров, у нас есть стадийная, уже запроектированная перспектива увеличения терминальных комплексов. Думаю, что мы вряд ли столкнемся в ближайшем будущем с необходимостью что-то менять.

Читайте также: В Жулянах установили киоски для самостоятельной регистрации

Какие замороженные инфраструктурные проекты аэропорта «Киев» планируете реализовать в ближайшем будущем?

Это не есть замороженные инфраструктурные проекты. Мы ежегодно инвестируем порядка 3-5 миллионов долларов в наземную технику. Это снегоуборочная техника, техника по обслуживанию воздушных суден, автозаправочные комплексы, автобусы, трапы, буксиры, тягачи. Для более эффективного использования воздушных суден, авиакомпании все больше сокращают время пребывания самолета на перроне. У нас сейчас норматив — за 30 минут полностью обслужить самолет.

Также в этом году мы проинвестировали порядка 4 миллионов долларов в строительство дополнительных мест для воздушных суден — увеличили перрон еще на 4 места, а может и 5 получится. Это дополнительные стоянки под типы воздушных суден Boeing 737-800. Провели масштабную реконструкцию взлетно-посадочной полосы и, скорей всего, у нас получится увеличить взлетный вес принимаемых и отправляемых самолетов, достичь того уровня прочности, который позволит принимать Airbus 321. Это большой шаг в обслуживании самолетов, потому что до этого мы были ограничены взлетным весом до 78 тонн.  Airbus 321 значительно тяжелее. Авиакомпании сейчас переходят на более тяжелые типы воздушных суден, которые везут большее количество пассажиров, и, соответственно, себестоимость кресла одного пассажира становится дешевле.

У нас было в планах и строительство гостиницы, и бизнес-центра, и ангарного комплекса. По тем или иным причинам, мы отложили эти проекты.

«Борисполь» привлекает новых авиаперевозчиков большими скидками за открытие новых направлений. Чем привлекаете новые компании вы?

Когда принималось решение о строительстве аэропорта «Киев», была разработана тарифная политика для привлечения авиакомпаний. Поскольку все авиационные сборы регулируемые и утверждаются Министерством инфраструктуры Украины, под аэропорт «Киев» была разработана специальная тарифная схема, которая позволяет авиакомпаниям планировать свою деятельность на длительную перспективу. Чем больше авиакомпания летает, тем дешевле авиационные сборы, которые к ней применяются. Аэропорт «Борисполь» пошел по другому пути. Они решили стимулировать не те авиакомпании, которые много летают, а которые приходят и заявляют, что хотят летать. Вот они им сразу дают скидки до 80%, что с нашей точки зрения неправильно. Надо давать скидки оптовым покупателям, а не первым. Если компания пришла и показала себя, как надежный и долгосрочный партнер, который систематически увеличивает количество обслуживаемых пассажиров, она должна платить меньше. У нас есть программа по стимулированию авиакомпаний. При применении этой программы авиакомпании могут достичь тех же 80% скидок, но не с первого дня работы, а показав себя надежным и прогнозируемым партнером.

Сборы в МА «Киев» ниже, чем в «Борисполе», пассажиропоток меньше. При этом стоимость аренды земли для «Киева», который находится в черте города, очень высокая. Как выживаете в таких условиях?  

Не выживаем, а процветаем. Действительно, когда мы анализировали арендные ставки, аэропорт «Киев» платил за месяц столько, сколько все аэропорты Украины вместе взятые за год. У нас такая была статистика, но сейчас может что-то изменилось.

Что касается тарифных ставок, то еще до недавнего времени в аэропорту «Киев» было на 2 доллара дешевле, чем в аэропорту «Борисполь».

Есть 3 авиационных сбора. Сбор за авиационную безопасность одного вылетающего пассажира: в аэропорту «Киев» он составляет 3 доллара, в аэропорту «Борисполь» — 4 доллара.  Второй сбор за взлет/посадку, который берется за использование взлетно-посадочной полосы в зависимости от веса воздушного судна. В «Борисполе» этот сбор чуть дороже. Самый главный сбор — это пассажирский. В «Борисполе» это было 17 долларов, сейчас стало 13. У нас как было 15 долларов, так и осталось. Если все это вместе сложить, то тарифы у нас сопоставимы. Плюс-минус доллар. Тут надо брать в расчет не только утверждаемые сборы, есть еще другие расходы, которые компания несет в аэропорту: за обслуживание воздушного судна на перроне, за заправку горючего.

Читайте также: Павел Рябикин: «Мы точно не будем доплачивать за привезенных к нам пассажиров»

В одном из интервью Вы заявили, что рано или поздно ирландский перевозчик Ryanair будет совершать рейсы в аэропорт «Киев». И что такая вероятность очень велика.

Никогда не говори никогда. Когда компания WizzAir уносила ноги из «Борисполя» в 2011 году, они готовы были, что угодно сделать, лишь бы летать не из «Борисполя». У нас не было терминалов, вместо этого стояла армейская палатка, где мы обслуживали пассажиров. Мы там выдавали багаж, регистрировали на рейс. И WizzAir был готов на это. Потом мы построили терминал, перроны, кучу наземной техники купили, инвестировали порядка 60 миллионов долларов. Прошло 6 лет и WizzAir сейчас ведет с нами переговоры о том, что они уходят в «Борисполь». Точно так же и Ryanair. Все же зависит от того, когда и какие условия мы предложим. Когда все придут к единому мнению, то я не исключаю, что Ryanair придет к нам. Мы постоянно находимся в переговорах с порядка 20 авиакомпаниями, из которых с десяток — лоукосты. Мы приводим им свои аргументы, они приводят нам свои. Не исключена вероятность, что мы договоримся.

По Вашему мнению, почему Ryanair столь заинтересован в украинском рынке?

Да нет у них никакой заинтересованности. Что такое 7,5 долларов, которые они хотят платить за пассажира? При том, что, как я ранее перечислил, где-то 27 долларов авиакомпании сегодня платят сборов и за хендлин. У нас всего 20% рентабельности. Если мы объявляем, что у нас 27 долларов цена, то себестоимость составляет 23 доллара. А они приходят и говорят — дайте за 7,5. А когда все нам скажут дайте нам по 7,5 долларов, а у нас себестоимость 23, то мы доиграемся.

Сейчас ситуация с Ryanair выглядит так, что Министерство инфраструктуры любой ценой пытается привести ирландцев в киевские аэропорты, не предлагая никаких дотаций и компенсаций. Аэропорты всячески этому противятся, так как не хотят работать в убыток. Как найти золотую середину? Какой должна быть роль государства в привлечении лоукост-перевозчиков?

Должна быть государственная политика. Вот сейчас разрабатывается Стратегия развития авиационной отрасли, в которой учитываются мнения экспертов, всех субъектов авиационной отрасли, а это и авиакомпании, и аэропорты, и местные органы власти, и даже пассажиры в какой-то мере. Вот когда такая стратегия будет утверждена, будет гораздо проще говорить о том, какие конкретные шаги необходимо предпринять.

Считаете ли Вы, что такие крупные бюджетные авиалинии, как Ryanair, должны обслуживаться в отдельных аэропортах лоукост-формата?

Конечно, нет. Все авиакомпании сейчас стремятся удешевить стоимость билета. Даже традиционные авиакомпании будут пытаться находить такие модели, которые позволят пассажирам с низкими доходами все-таки долететь из пункта А в пункт Б, пользуясь минимальным набором услуг.

Есть определенные бизнес модели, которые позволяют значительно снизить издержки авиакомпании — сокращается количество персонала, урезается количество услуг. Эти модели предполагают достаточно агрессивный маркетинг, который нацелен на популяризацию якобы дешевых авиабилетов. Но если вы онлайн за 3 часа до вылета не зарегистрируетесь, то к дешевому билету за 2000 грн добавляется 1300 грн за регистрацию. А не дай Бог у вас еще и перевес багажа. Если получить весь сервис, который есть на борту традиционной авиакомпании, то цена будет сопоставимой, если не больше.

Лоукосты будут идти по пути предоставления пассажирам максимального набора сервисов. Есть бюджетные компании, которые вводят у себя сегмент бизнес-класса, хотя классические лоукост компании такой сегмент не предполагают. Через 5-10 лет будет разделение не по формату авиакомпаний, а по перечню услуг.

Оживился ли процесс переговоров с бюджетными авиакомпаниями после получения Украиной безвиза? Какие лоукостеры планируют начать летать из аэропорта «Киев»? К примеру, итальянский  Ernest уже продает билеты.

Да, Ernest появляется. У нас заключен договор, слоты подтверждены, билеты в продаже. Безвиз, бесспорно, добавил процентов 10 к перевозкам. Но недавно закончилась в Барселоне большая конференция «Routs», куда слетаются все перевозчики и ведут переговоры с аэропортами по открытию новых маршрутов. Так вот того ожидания, которое мы имели, эта конференция не оправдала. Мы не увидели лавинообразного увеличения интереса к Украине. Да, мы провели порядка 20 переговоров, какая-то часть из них лоукосты, какая-то нет. Есть увеличение интереса к украинскому авиарынку, но не такое масштабное.

«Открытое небо» поможет привлечь в Украину новых авиаперевозчиков? Вообще верите в то, что когда-то это соглашение будет подписано?

Безусловно, присоединение Украины к открытому воздушному пространству значительно упростит и простимулирует рост авиаперевозок, приведет к повышению конкурентности, к удешевлению билетов, повышению качества и упрощению процедур получения авиакомпаниями новых назначений. Сейчас рост авиаперевозок и открытие новых маршрутов значительно сдерживается именно зарегулированностью процедуры получения разрешения открытия того или иного рейса. Когда есть «Открытое небо», сводится к минимуму количество согласований, чиновничьих коррупционных моментов. Как быстро это произойдет и произойдет ли вообще, я не берусь прогнозировать, потому что об этом разговоры ведутся 20 лет. Еще когда разрабатывался первый Воздушный кодекс, это был 1998-1999 гг, говорили — как только мы примем этот Кодекс, то сразу получим «Открытое небо».

Подписывайтесь на канал свежих новостей DATA.ua в telegram, а так же на официальные страницы в facebook и twitter, чтобы быть первым в курсе событий.

 
Все новости по теме:АэропортЖуляны
 

Свежие новости раздела:

Кому достанутся 20 миллиардов гривен? Электронная акцизная марка VS теневики

Рынок подакцизных товаров в Украине - сплошной хаос. По данным  компании  KPMG, за нами первое место в поставках «серых» сигарет в Европу. Внутренний рынок алкоголя на 60% в тени и аналитики прогнозируют прирост еще в..

Павел Рябикин: «Мы точно не будем доплачивать за привезенных к нам пассажиров»

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) прогнозирует двухкратный рост авиаперевозок через 15 лет. В мире уже законтрактовано такое количество самолетов, что в 2030 году в воздухе будет в два раза больше..

Евгений Кравцов: в компании должен быть руководитель без каких-то приставок

Это второе пришествие Евгения Кравцова в качестве и.о. председателя правления в «Укрзализныцю». В 2016 году он уже исполнял обязанности руководителя, правда всего 3 месяца. Затем был назначен первым заместителем..

Юрий Назаров: «Современному городу неэффективно развиваться вне контекста smart city»

К 2050 году в городах будет сконцентрировано почти 70% населения планеты, прогнозирует ООН. Из-за растущей урбанизации городам будущего придется справляться с нехваткой бытовых удобств, изношенной инфраструктурой,..

Умные города и ключи к ним

Smart технологии стремительно меняют систему местного управления и жизнь людей во всем мире. Администрации «умных городов» уходят в цифру, а граждане становятся полноценными участниками градостроения. В..

Загрузка...
 
 
Топ-тема
Опросы Опрос

Какое наказание заслуживает виновница кровавого ДТП Зайцева ?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Больше
Главные новости