Топ-тема
Опросы Опрос

Считаете ли вы Киев smart city?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...
Больше

Юрий Назаров: «Современному городу неэффективно развиваться вне контекста smart city»

28 июля 2017
Общество,Эксклюзив http://data.ua/wp-content/uploads/2017/07/naz-150x150.jpg
2017-07-28

К 2050 году в городах будет сконцентрировано почти 70% населения планеты, прогнозирует ООН. Из-за растущей урбанизации городам будущего придется справляться с нехваткой бытовых удобств, изношенной инфраструктурой, пробками на дорогах, загрязненной экологией и многими другими вызовами.

Киевляне уже столкнулись с социальным дискомфортом, когда, после аннексии Крыма и началом боевых действий на Донбассе, в столицу переехало около 250 тысяч переселенцев. Киев рискует захлебнуться в заторах и выхлопных газах, а инфраструктура на пороге коллапса.

Как умные технологии могут упорядочить хаос, когда Киев станет smart и как горожанам получить доступ к цифровым сервисам, рассказал в интервью DATA.ua директор Департамента информационно-коммуникационных технологий Киевской городской государственной администрации (КГГА), координатор инициативы “Kyiv Smart City” Юрий Назаров.

Что такое Smart City?

Это современное управление городом, которое касается абсолютно всех сфер. Управление большим современным городом без использования современных информационных технологий невозможно. Соответственно, необходимо внедрять решения, которые с одной стороны обеспечивают прозрачность и эффективность власти, а с другой  — позволяют быстро и удобно предоставлять все сервисы для граждан. Электронный документооборот, прозрачная и удобная платформа управления имуществом,  система предоставления электронных услуг и так далее. К примеру, с помощью одной карточки можно получать все необходимые справки без очереди, оплатить online коммунальные услуги и участвовать в распределении городского бюджета.

Барселона, Амстердам, Таллин, Тель-Авив, Цюрих уже десятилетиями накапливают опыт использования smart-технологий в городской инфраструктуре. Киев же начал этот путь только полтора года назад. Поэтому многие проекты, которые делает наша команда, стали возможны благодаря анализу международного опыта и сотрудничеству с другими городами.

Каждый второй человек на планете является городским жителем. Урбанизация наступает,  а люди испытывают дискомфорт. Можно ли утверждать, что смартизация городов это не просто дань моде, а необходимость?

Мы уверены, что без современных инструментов рациональное  управление городом невозможно. Современные технологии позволяют управлять транспортом, вывозом отходов, экономить электроэнергию, коммуницировать, получать необходимую информацию. И да, сейчас это действительно необходимость.

Если говорить конкретно о Киеве, то количество жителей столицы резко в 2014 году. Приехали переселенцы из Донбасса и Крыма, увеличилось количество машин. Городская инфраструктура выдерживает с трудом. Помогут ли умные технологии избежать коллапса?

Сейчас в Киеве официально 2,9 миллиона жителей. Реально — это где-то 4 миллиона, а может  и больше. Когда начались боевые действия на Донбассе, около 250 тысяч человек переехало в Киев. И, конечно же, всех их надо обеспечить необходимыми минимальными благами: дорогами, электроэнергией, вывезти мусор. В тоже время, ухудшается экология – становится больше отходов, больше загрязняется воздух из-за увеличения количества машин. И это только часть тех вещей, которые можно делать лучше с помощью ИКТ. Поэтому, наша команда  уверена, что  современному городу неэффективно развиваться вне контекста smart city.

Что нужно сделать в первую очередь, чтобы упорядочить хаос?

Конечно, самая основная наша проблема — это транспорт, а именно парковки. Мало того, что места для парковок хаотичны, городской бюджет не получает с них денег. Если взять опыт Монреаля, то 50%  поступлений в их бюджет — это оплата за парковки. У нас картина другая. Неупорядоченное паркование -это серьезная проблема, которая влияет на заторы на дорогах. Без соответствующих законопроектов ее невозможно решить. Что интересно, Мировой банк строил у нас транспортную модель. И одной из гипотез стало то, что если упорядочить парковки, особенно в правом ряду, то, по большому счету, в Киеве транспортных пробок не должно быть.

Вторая проблема — это общественный транспорт и ритмичность его движения. Третья — это частный транспорт.

В этих направлениях помогают именно Smart City решения, которые позволяют с одной стороны упорядочить парковки и обеспечить сборы, с другой стороны — внедрить систему диспетчеризации движения транспорта и четко понимать, когда автобус или троллейбус прибудет на остановку, посчитать, какие маршруты стоит развивать, а какие нет.

Что касается частного транспорта, то в разных городах смысл подходов сводится к тому, чтобы не обеспечивать хорошее движение частного транспорта, а пересадить людей с частного транспорта на общественный.

С точки зрения управления заторами, есть такое решение как интеллектуальная транспортная система (ITS), и мы заложили основу для её развития уже в этом году. Определяется скорость движения, определяются точки заторов и, в зависимости от скорости трафика, автоматически регулируются режимы переключения светофоров. В дальнейшем, управление светофорами будет производиться в едином центре.

Но есть одна проблема, которая присуща Киеву и постсоветским городам. У нас нет базовой инфраструктуры, нет сетей передачи данных, data центров. В последнее время все восхищаются достижениями Эстонии в сфере электронного правительства. Несомненно, они сделали очень много, но они к этому 17 лет шли. Когда мы начали внедрять систему, то столкнулись с такими элементарными проблемами, как отсутствие места для хранения данных. Для удовлетворения этой потребности, мы и построили data-центр, на который было выделено более 70 миллионов гривен.

Проект Kyiv Smart City в реализации с 2015 года. Какие модули уже реализованы и опыт каких стран вы брали за основу?

Мы определили 5 ключевых приоритетов, которые необходимо реформировать при помощи IT. Это транспорт, безопасность, медицина, ЖКХ и общее управление городом.

Прежде всего, наши проекты были направлены на обеспечение прозрачности власти. Теперь вы можете зайти и посмотреть, куда были потрачены деньги из городского бюджета (ред. — проект Прозрачный бюджет).  Для нас опыт открытого бюджета — это Бостон, мы ориентировались именно на их подход. Они сделали подобный проект очень классно, но у нас получилось еще лучше.

Следующей была система электронных закупок. Проект Prozorro начинался с Киева, он был очень тяжелым, все сопротивлялись, но сейчас столица является первой по объемам закупок (в масштабах страны Киев закупает около 30%) и сумме экономии. Мы на данный момент сэкономили около 1,8 миллиардов гривен.

Внедрили систему управления имуществом. Это система, в которой есть все земельные участки, земельный кадастр, рекламные площади, сколько денег собирается по каждой парковочной площадке и т.д. Система управления городской собственностью — это опыт Вены.

И третье направление, которое мы серьезно двигали — электронная демократия. И тут главное налаживать эффективный диалог между жителями города и властью. Мы первыми запустили в Украине сервис электронных петиций. Вы подаете петицию и, если она в течение 3 месяцев набирает 10 000 голосов, то киевская власть должна рассмотреть и реализовать ее.

Сейчас у нас подано 4149 петиций, 41 из них набрали 10 000 голосов, из них 3 петиции уже реализованы. К примеру, одна из петиций — транспорт в ночное время. Власть об этом не думала, а люди идентифицировали такую проблему и проголосовали. Власть услышала и сделала.

Безопасность  — это опыт Сингапура и Лондона. Опыт построения городского wi-fi и сетевая инфраструктура управления трафиком — это Барселона. Лондон — это управление транспортом и электронный билет.

Следующий сервис — это Общественный бюджет или Бюджет участия. Идеологию этого проекта мы увидели в Канаде и Испании. Каждый житель может подать свой проект по улучшению города, но сумма проекта не должна превышать 2 миллиона гривен. Если ваш проект выходит в лидеры по результатам голосования, то киевская власть берет на себя обязательство реализовать его. Сейчас у нас реализовывается около 250 проектов. На этот год у нас выделено 50 миллионов гривен. Мы увидели эффективность этого проекта и на следующий год Киевсовет увеличил бюджет финансирования под общественные проекты до 100 миллионов гривен. Приятно видеть, что общественность стремится сделать Киев комфортнее.

Почему закупаются такие дорогие видеокамеры. Депутаты Киевсовета говорят, что средняя стоимость колеблется в пределах 77 тысяч гривен и что это запредельная цена.

В мире тратят громадные деньги на городскую безопасность. Бюджет на системы безопасности в Германии достигнет 2.5 миллиардов долларов к 2020 году. А в 2017 году Нью-Йорк увеличил траты на системы безопасности на 25 миллионов долларов.

Например, в Лондоне около 1,5 миллиона камер — это, в среднем, 1 камера на 10 квадратных метров. То есть, под контролем весь город и возможность совершения преступления становится практически невозможным.

В среднем стоимость киевской камеры 59 тысяч гривен. Эта цена включает стоимость самой камеры, сетевой инфраструктуры и работ по установке и подключению. И это абсолютно нормальная цена за оборудование мировых стандартов. Более того, есть вообще камеры по 200 тысяч гривен. И это их рыночная цена. К слову, таких у нас 5.

А что они делают за такие деньги? Разговаривают?

Это не просто камера, а целый комплекс, в который встроено 8 камер и которые на 360 градусов видят всю картинку по Майдану Независимости, Почтовой, Контрактовой, Софиевской и Михайловской площадям. Более половины стоимости — это инфраструктура.

На основе информации, которую мы получим из этих камер, мы сможем обеспечивать высокий уровень безопасности Киева, во время проведения мероприятий международного уровня, таких как Евровидение, приезд международных делегаций. И мне было бы интересно посмотреть на аналоги, которые бы стоили меньше.

Когда мы занялись безопасностью в прошлом году, то самым сложным оказалось подвести инфраструктуру, протянуть оптоволоконные сети. Должна быть оптоволоконная закрытая сеть, иначе не будет обеспечена скорость передачи данных, поскольку мы передаем картинку Full HD. И не будет защищенным канал. Мы вынуждены тратить достаточно много денег на прокладку сетей, так как за все время существования города это не делалось.

Ваши коллеги говорят, что прокладывать коммуникации не нужно, что их и так полно в Киеве.

Объясню. Мы беспокоимся о стабильности и защищенности передачи данных. Есть несколько игроков, у которых мы можем арендовать каналы — это Укртелеком, Киевстар и другие. Но мы идем на серьезные капитальные вложения, чтобы построить свою собственную сеть и не зависеть от приватных структур, которые в определенный момент могут повлиять на общую стабильность.

Есть так называемая опорная сеть, которая охватывает структурные подразделения, это 54 точки по всему Киеву. Ее стоимость — 120 миллионов гривен.  Есть сервисная сеть, которую мы начали строить. Ее стоимость сейчас около 60 миллионов гривен. Это платформа для IoT (ред. — Internet of Things — интернет вещей), на базе которой будет строиться вся основная инфраструктура. Не имея такой инфраструктуры, smart city — это как воздушный замок, который не имеет фундамента. Это вынужденные капитальные затраты, на которые необходимо пойти городу.

Вообще одна из глобальных проблем городов сейчас — это защищенность информации. К примеру, каждый “взлом” информационных систем в Штатах стоит бюджету около 217 долларов. А количество подобных взломов растет ежегодно минимум на 20 процентов.

Индия же ежегодно инвестирует около $3.4 миллиарда в построение инфраструктуры для развертывания смарт-сити технологий, в том числе и систем безопасности. Около 500 миллионов при этом выделяется на системы безопасности разных уровней.

Нужно ли прокладывать такие коммуникации, тратить на это бюджетные деньги, когда мы стоим на пороге внедрения 4G и все это в ближайшее время может потерять актуальность?

На данный момент неизвестно, когда 4G будет внедрено в Украине. 4G технологически так построено, что невозможно гарантировать стабильность сигнала. Как резервный канал 4G модем мы будем обязательно ставить.

Бюджет на Kyiv Smart City постоянно растет. За последние годы расходы увеличились в 4,5 раза. Недавно для Kyiv Smart City снова утвердили дополнительное финансирование почти на полмиллиона гривен. Куда уходят деньги?

В процессе реализации проектов возникает очень много дополнительных задач для достижения конечного результата.  Первое — это data-центр, и сетевая инфраструктура, которая вообще не планировалась и так далее.

Мы только на видеонаблюдение (установка 4000 камер в рамках программы “Безопасный город”) в прошлом году потратили около 90 миллионов. У нас самое современное оборудование и я готов за него ответить.

Читайте также: Почему расходы на Kyiv smart city увеличились почти в 5 раз, а столица так и не поумнела?

Проясните все-таки ситуацию с проектом «Открытый бюджет». Почему ресурс работает на нелегальном ПО? Ведь немецкая компания SAP, на программном продукте которой работает «Открытый бюджет», отозвала лицензию из-за того, что не получила оплату за ПО.

Мы оплатили лицензию SAP.

Вы проводили третий тендер?

Нет.

А на основании чего вы оплатили лицензию?

Это очень длинная история. Решение делать ‘Открытый бюджет’ на SAP было принято нашим мэром в Германии, так как они предложили выгодные условия. А фонд GIZ сказал,что поддержит финансированием такого политически важного проекта для Киева.  Чтобы вы понимали, прайсовая цена этого программного обеспечения — 1 миллион евро.

На реализацию проекта необходима была сумма 213 тысяч евро на ПО с учетом скидки. В соответствии с договоренностями, финансировать ПО должен был донорский фонд, но когда проект стартовал, то оказалось, что покупку они профинансировать не могут. Сказали, что это скрытое субсидирование коммерческой структуры, что это не их профиль и они могут потратить деньги не на софт, а только на услуги.  В результате, первый тендер мы отменили.

Тогда SAP сообщил нам, что в случае отсутствия оплаты, они отключат лицензию. Но из городского бюджета оплатить лицензию мы не могли, потому что пообещали жителям, что ни копейки из бюджета на это потрачено не будет. Мы  были очень сильно озадачены, так как понимали все политические риски. Закрыть бюджет мы не могли, а денег на ПО SAP фонды не выделяли.

В результате переговоров с руководством SAP, по беспрецедентной скидке, за символическую сумму ГИВЦ приобрел право пользования “Открытым бюджетом” и теперь Киев абсолютно легально использует лицензионный софт.

Как будет реализовываться программа «Электронный билет»?

Было несколько вариантов реализации. Сделать за кредитные деньги, к примеру, ЕБРР или Мирового банка. Но, нашей командой было принято решение делать за деньги города. На данный момент будем публиковать тендер под «очікувану вартість» и планируем закупить для наземного транспорта оборудование: валидаторы, бортовые компьютеры и программное обеспечение.

Идея э-билета такая — у вас есть какой-то электронный или бумажный носитель.  Этот носитель привязан к вашему аккаунту, вашему счету. С сентября мы анонсируем Кабинет киевлянина, где можно будет, кроме всего прочего, сделать запись в детский садик, подать петицию и, в том числе, к вашему аккаунту будут привязаны карточки, где и когда вы проехали, сколько денег потратили. Пополнять аккаунт можно будет со своего счета в банке.

Пассажир не должен быть ограничен средствами оплаты. Мы хотим, чтоб пассажир мог заплатить бесконтактной картой — в Метрополитене сейчас эмитировано около 1,5 миллиона карт. Есть у нас платежные карты — MasterCard, Visa. Есть мобильное приложение там, где QR-код формируется, допустим, Приват24. Если речь идет о разовой поездке, то можно в терминале купить себе билет, где тоже будет QR-код. Карта киевлянина тоже может быть электронным билетом.

Когда э-билет будет запущен?

Электронный билет — это очень больная тема для всех киевлян и для меня в том числе. Это что-то из разряда метро на Троещину. Если отсечь все политические и финансовые моменты, электронный билет реально сделать за 7-9 месяцев в наземном транспорте и добавить метрополитен еще за полгода. То есть, примерно за полтора года можно внедрить. Но это, если никто не будет мешать — разные лоббисты, компании. И если будет финансирование.

Какова стоимость реализации проекта?

По предварительным подсчетам, это 300 миллионов гривен за наземный транспорт и метрополитен — это где-то 150.  В общем до 500 миллионов обойдется проект.

Читайте также: Для внедрения е-билета в столице не хватает «железа»

По статистике всего лишь треть киевлян владеют смартфонами, но уже 80%, по вашим данным, имеют доступ к интернету. Тем не менее говорить о полной диджитализации населения очень рано. Как пользоваться смарт технологиям людям, которые еще не смарт?

Это будет абсолютно естественный процесс. Когда у родителей будет возможность записать ребенка в электронную очередь в детский садик — они это сделают с удовольствием. Сейчас это уже работает.  Сегодня уже около 30% киевлян пользуются городскими электронными сервисами. Некоторые решения будут реализованы  только в электронном виде. Например,  вы не можете подать в бумажном виде петицию или проект Бюджета участия. В будущем также запись на приему к врачу будет в электронном виде. Поликлиники Подольского района уже полностью перешли на электронную запись к врачу.

Какую роль в системе smart city играют карты горожанина?

Это элемент идентификации человека. Если вы хотите получить цифровой сервис, подать ту же петицию, то важно знать, что это именно вы, а не кто-то другой за вас это делает.

Карточка горожанина — это один из элементов, который подтверждает личность. Электронным билетом, электронным рецептом и прочими сервисами можно будет пользоваться при помощи карточки. В электронный кабинет киевлянина вы будете заходить при помощи своего ID. К ID будет привязан один из цифровых ключей.

У разных категорий людей должны быть свои методы идентификации — это пластиковая бесконтактная карта, Карточка киевлянина, платежная карта, мобильное приложение. Сегодня у нас эмитировано около 700 000 Карточек киевлянина и еще где-то 4 миллиона платежных карт. Также элементами идентификации могут быть онлайн сервисы банков (Приват24, Ощад 24/7 и т.п.), ЭЦП, в будущем — Mobile ID.

Читайте также: Умные города и ключи к ним

Один из главных постулатов smart city — это принцип инициативы снизу. Между администрациями смарт городов и гражданами налажена форма взаимодействия и горожане принимают непосредственное участие в градостроительстве. Что Киев делает в этом направлении?

Да, в основе smart city лежит объединение граждан, власти и бизнеса ради построения современного города. Если один из этих элементов не работает, то и smart city не работает. Именно поэтому два года назад мы создали инициативу и рабочую группу Kyiv Smart City.

На форуме Kyiv Smart City мэр города Виталий Кличко подписал меморандум между бизнесом, активными гражданами и киевской властью. В мае 2016 мы открыли Kyiv Smart City Hub, собрав на него деньги с помощью краудфандинга, в том числе и через платформу IndieGoGo. Собрали больше миллиона гривен, из бюджета города ни копейки не было потрачено. Сейчас это место, где встречаются представители города, активные граждане, бизнеса, нарабатывается опыт активной позиции граждан в управлении города. Так создавался документ, на основе которого был запущен проект «Бюджет участия». Наша цель — создать среду развития  и использования инноваций в городе. Создать современную  городскую культуру, без которой город просто не может жить. Мы собираем вокруг себя людей с активной позицией, которые хотят принимать участие в жизни города и менять его к лучшему вместе с нами.

На базе Kyiv Smart City Hub мы запустили такие проекты как «Поліклініка без черг» — запись к врачу онлайн, «Open World» — датчики для слепых людей на различных объектах инфраструктуры, «Animal ID» — база данных животных, «Розумні дороги» — аналитическая система, в которой по данным полиции мы ведем статистику по ДТП. Проект «Поліклініка без черг» нашел инвестора и сейчас в него вложили очень много денег. Работает сервис информирования киевлян по чрезвычайным событиям, перекрытию движения транспорта.

Когда киевляне реально почувствуют, что живут в умной столице? Такой как Барселона, Амстердам, Париж.

Ну еще года два, если в таком же темпе работать.

Каким вы видите Kyiv Smart City через два года?

Все дороги и улицы освещены, мусор вывозится вовремя. Транспорт ходит ритмично, заторов нет. Удобные парковки. Электронный билет во всем городском транспорте. Светофоры переключаются в зависимости от трафика. В больнице вы не стоите в очередях и не носите бумажные амбулаторные карты, записываетесь в электронном виде. Электронные дневники в школах, электронные учебники, кстати 600 электронных учебников уже есть. Безопасный город. Все сервисы вы получаете в электронном виде, без очереди. Киевляне развивают городскую культуру и влияют на жизнь города. Активно поддерживают изменения. Таким будет по-настоящему умный и современный Киев.

Автор: Татьяна Бложко

 
 
 
Главные новости .